Важной точкой на пути «из варяг в персы», то есть от Балтийского моря в сторону Каспийского моря по реке Волге стал городок Вышний Волочёк.
«Вышний Волочёк есть такое селение, которое, чрез имеющиеся близ его слюзы и чрез великой проход судов, пользу великую Российской коммерции приносит; сего ради герб его все сие следующими знаками изображает. Серебряной щит с вершиною горностаевого меха, на которой изображена императорская золотая корона, означающая милость и покровительство Ея Императорского величества; в конце щита на голубом волнистом терассе, изображающем воду, видна лодка, нагруженная натурального цвета, показующая проход судов близ сего селения».
Из указа Екатерины II «Об устройстве вновь учреждаемых городов Вышняго Волочка, Валдая, Борович и Осташкова; о даровании им гербов и о бытии Канцеляриям сих городов под аппеляциею Новгородской Губернии» от 2 апреля 1772 года
В районе нынешнего Вышнего Волочка реки Цна (бассейн Балтийского моря) и Тверца (бассейн Каспийского моря) подходят друг к другу достаточно близко. Между ними еще в древности возник волок, по которому гужевым транспортом перевозили товары и нередко даже суда. Корабли поднимались от Твери по реке Тверце до Николо-Столпенского монастыря (ныне село Белый Омут), откуда их тащили посуху 10 км до реки Цны в черте нынешнего города. Цна впадает в озеро Мстино в 1,5 км от Вышнего Волочка. Из этого озера вытекает Мста, впадающая в озеро Ильмень, по которому можно дойти до Новгорода. На Мсте в районе Боровицких порогов был еще один волок, длиной 105 км. Так как он располагался ниже по течению Мсты, его называли Нижним Волоком, а волок между Тверцой и Цной – Вышним, то есть Верхним.
Неудивительно, что здесь появилось поселение, которое получило название Вышний Волочек. Историк Василий Татищев считает, что впервые Вышний Волочек был упомянут в 1135 году. Вышний Волочёк упомянут в повести «Хождение на Флорентийский собор» в 1437 году в связи с проездом через него митрополита Киевского и всея Руси Исидора:
«От Твери до Торжка 60 верст. А от Торжка до Волочка – 70. От Волочка поехал Исидор в лодье по реке Мсте к Новгороду. От Волочка до Новгорода по реке 300 верст. А кони шли берегом».
Для нас важно не столько дата формирования городского поселения, сколько функция этого места на протяжении веков. Сегодня мы назвали бы такую территорию логистическим центром, когда товары принимаются, складируются, переупаковываются и распределяются для дальнейшей доставки.
Удивительно, что на протяжении нескольких веков именно эта «перевалочная» функция и была основной для существования Волочка.
Во второй половине XV века московским князем Иваном III был учрежден на этом месте Вышневолоцкий ям. Во времена похода Малюты Скуратова на Новгород по приказу Ивана Грозного поселение было сожжено, ямщики разбежались, но вскоре были собраны вновь, то есть «станция» была нужна.
Согласно писцовой книге 1583 года, в селении было 45 дворов жилых, еще 12 дворов пустовали и проживало в погосте всего 46 человек. На реке Цне находилась пристань, откуда производился «волок» судов в Тверцу, а также имелись две водяные мельницы.
Новая эра для Вышнего Волочка, впрочем, как и для всей России, наступила с приходом к власти царя Петра I. Петр I, планируя строительство Санкт-Петербурга, обдумывал и систему снабжения города товарами, провиантом, строительными материалами и т. п. Самым дешевым способом было перемещение по водным путям.
Были приглашены голландцы, и первым проектом создания непрерывных водных маршрутов стал Тверецкий канал, соединяющий реки Тверцу (дорогу в Волгу) и Цну (дорога к Балтике). Однако уже летом 1709 года стало ясно, что пропускная способность канала оказалась недостаточной. Летом на Тверце и Цне глубины падали до 30–40 см.
Значительные препятствия для прохода судов представляли пороги на Нижнем Волхове и особенно Боровицкие пороги на Мсте. По этой причине через водораздельный участок и по Мсте суда шли только в одну сторону – к Петербургу. Там их разгружали и разделывали на дрова, в связи с чем каждый год необходимо было строить суда на весь объем перевозок. 10 лет канал использовался крайне неэффективно, в результате развивались другие способы перемещения грузов. Например, началось строительство прямого тракта из Москвы в Санкт-Петербург.
Через 10 лет, в 1719 году, новгородский купец, гидротехник и судостроитель Михаил Сердюков (1678–1754) выдвинул идею о том, как доработать и усовершенствовать вышневолоцкую систему. Он предложил использовать «бесполезно протекающую» реку Шлину, направив ее воды с помощью плотины и канала через озера Ключинское и Городолюблинское в реку Цну выше Тверецкого канала. В этом случае в Цне и Тверце вода «умножится и всяким судам будет Тверцою свободный ход и государству польза в том будет».
Петр I вызвал Сердюкова в Санкт-Петербург, ознакомился с его планом переустройства Вышневолоцкой системы, одобрил его предложения и подарил ему книгу французского гидротехника Буйе «О способах, творящих водохождение рек свободное». В результате Михаил Сердюков получил в частное содержание на 50 лет Вышневолоцкий судоходный путь.
Когда реализация плана Сердюкова была завершена в 1722 году, пропускная способность канала выросла в два раза.
Начиная с 1720 года на Волховских порогах стали строить из бревен ящики, предохраняющие суда от ударов о «плитные стены» русла реки при низких уровнях воды.
Были спрямлены некоторые участки реки Цны, устроены плотины на малых реках, впадающих в Цну и соединенных с ближними озерами. Все это работало на достижение основной цели – увеличения воды в Тверецком канале. С 1722 года по каналу, рекам Цне и Тверце даже в межень суда могли проходить свободно, без разгрузки.
Видный инженер и гидрограф того времени Иван Федорович Штукенберг (1788–1856) заметил, что постройки на Вышнем Волочке можно уподобить превосходной гидростатической машине, а весь «этот искусственный водный путь огромностью и сложностью своих средств и пользою превосходит все подобные пути на свете».
В 1741 году южнее Вышнего Волочка было создано водохранилище, питавшее резервными водами всю систему. Воду из этого водохранилища могли по необходимости направлять либо в Тверцу, либо в Цну для поддержания на них судоходных глубин.
К середине XVIII века Вышневолоцкая система была улучшена настолько, что по ней ежегодно перевозилось в Петербург до 200 тысяч тонн различных грузов.
В это время в селении Вышний Волочек проживало 2057 человек, насчитывалось 387 дворов. В 1772 году ямская слобода была преобразована в город, в этот период за ним
В 1770 году Вышний Волочек получил статус города. Указом императрицы Екатерины II от 2 апреля 1772 года был учрежден герб Вышнего Волочка и регулярный план городской застройки.
В 1774 году государство выкупило у потомков М. И. Сердюкова Вышневолоцкую водную систему и провело реконструкцию дамб и плотин, а набережные стали облицовываться гранитом.
В 1831 году был утвержден новый план Вышнего Волочка. По сравнению с планом 1772 года территория города значительно увеличивалась. На левом берегу Цны разместилась Солдатская слобода с казармами и пороховыми погребами.
С 1851 года начала строиться система железнодорожного сообщения и развиваться Мариинская водная система, что привело к снижению значимости Вышневолоцкого водного пути.
Но городу довелось пережить еще один период активного роста во второй половине XIX века, который был связан с текстильной промышленностью и со знаменитой фамилией купцов Рябушинских.
«Здесь М. Я. Рябушинский основал несколько текстильных мануфактур, чью продукцию продавал в Москве и на Нижегородской ярмарке. Расположенная близ с. Заворова, в полуверсте от станции Вышний Волочек Николаевской железной дороги, на сплавной реке Цне, по которой доставлялось на фабрику древесное топливо, фабрика имела блестящие перспективы развития, которые отчетливо видел московский промышленник. Вокруг предприятия вырос настоящий рабочий поселок, куда стекались в поисках заработка окрестные жители. В период промышленного подъема конца XIX в. предприятие Рябушинских набирает максимальный темп, по объему производства удерживая второе место в Тверской губернии после знаменитой Тверской мануфактуры Морозовых».
Ю. А. Петров. Рябушинские и их вышневолоцкое предприятие (Вышневолоцкий историко-краеведческий альманах No 1, стр.66–68)
Фабрики Рябушинских в Вышнем Волочке успешно развивались, добавлялись новые производства, расширялись рынки сбыта.
Росли рабочие поселки, развивалась городская застройка. В 1860 году в Вышнем Волочке насчитывалось 228 каменных строений и 1893 деревянных дома, в 1886 году соответственно 326 и 2215.
В революцию фабрики были национализированы, но производства остались: и текстильные, и стекольные, и деревообрабатывающие. Нынешний Вышневолоцкий хлопчатобумажный комбинат начинался в 1875 году с красильно-отбельной фабрики Рябушинского.
Вышний Волочек – один из уникальных примеров градостроительного развития в России. Гранитные набережные реки и каналов, бесконечные отражения, мосты и острова превращают небольшой городок в целый мир. Центральные кварталы сохранили классическую застройку последней четверти XVIII – первой половины XIX века.
Новый этап реконструкции Вышневолоцкой водной системы, направленный на обводнение верховьев Волги, и, в частности, Рыбинского водохранилища, был осуществлен в 1943–1947 годах. Между Вышневолоцким водохранилищем и Тверцой был прорыт 5-километровый Ново-Тверецкий канал, в результате площадь Вышневолоцкого водохранилища увеличилась до 109 кв. км. Проезжающие по трассе М-10 могут увидеть длинную дамбу, сдерживающую новый уровень водохранилища.
На Ново-Тверецком канале была построена Ново-Тверецкая ГЭС (2400 кВт), на Цне, ниже старого Заводского бейшлота, который ушел под воду, – Новоцнинская плотина и Ново-Цнинская ГЭС (220 кВт). Благодаря этому река Тверца стала более полноводной, а Мста, наоборот, мелководнее, чем прежде.
В краеведческом музее Вышнего Волочка есть один интересный экспонат: красное знамя с вышитой надписью «Вышневолоцкие ткачи ткут саван мировой буржуазии» и датой «1922». Это знамя – документальный символ той эпохи, когда предприниматели («ми- ровые», но главным образом свои, отечественные) были объявлены врагами народа, а их предприятия национализированы. Не избежала общей участи и фирма Рябушинских.
С развитием Вышневолоцкой водной системы росло и население города. Развитие промышленности также способствовало этому процессу. С 1825 по 1917 год, почти за 100 лет, население выросло с 7 до 25 тысяч человек. Но пик роста населения пришелся на период с 1920 до 1939 года: за 19 лет население выросло более чем в три раза. Период совпадает со временем индустриализации, когда осуществлялась «борьба с кулачеством» и мобилизация сельского населения на стройки пятилеток. Следующий период прироста городского населения Вышнего Волочка пришелся на 60-е годы: с 1959 по 1973 год население выросло с 66 до 76 тысяч человек; это год максимальной численности населения в городе.
В последнее десятилетие численность населения Вышнего Волочка убывает приблизительно по 1 тысяче в год и на сегодня составляет 47 732 человека (данные на 2017 год).
Ниже представлена сводная статистика общего числа построенных в Вышнем Волочке домов с указанием суммарной площади по годам.
При этом нормативная обеспеченность на 2015 год составляла 26,6 кв. м на человека. Очевидно, что количество метров на человека обеспечивается индивидуальным жилым фондом.
В городе существуют следующие типы жилых зон: многоквартирная секционная жилая застройка, застройка малоэтажными жилыми домами, смешанная жилая застройка, блокированная малоэтажная жилая застройка, усадебная малоэтажная жилая застройка. Современная многоквартирная капитальная застройка сосредоточена в основном в центральной части города, в районе Казанского проспекта, частично в восточной и северной части города.
С учетом предполагаемого нового жилищного строительства в генеральном плане приняты следующие соотношения объемов нового жилищного строительства по видам жилищного фонда: в секционном фонде – 25%; в блокированном малоэтажном – 10%; в усадебном фонде – 65% (по данным генплана города).
История города Вышний Волочек позволяет сделать следующие выводы:
1. Город основан как перевалочный пункт на древних торговых путях и в этом качестве просуществовал до середины XIX века;
2. Главная географическая особенность (близость двух судоходных рек, относительно короткий путь между ними) и торговый путь дали жизнь этому поселению;
3. Вышний Волочек – пример огромной важности водных маршрутов на территории России. Именно в Вышнем Волочке началось осуществление великой мечты о «непрерывном движении по воде» по территории всей страны. Ради этого движения были прорыты каналы, установлены шлюзы, возведены дамбы, созданы водохранилища и затоплены поля и селения;
4. Планировочная структура города подчинена в первую очередь водным системам. Вторая определяющая черта – это регулярная планировка города, заложенная в петровское время и развитая в екатерининские времена;
5. Образование промышленности и железнодорожного узла в конце XIX века, а затем и индустриальный рост в советский период 30-х годов поддержало город и дало ему возможность просуществовать в стадии роста и развития еще сто лет, до 1972 года;
6. Как и во многих других городах России, период индустриального домостроения составляет львиную долю квартирного жилого фонда города – более 70 %. При этом в Вышнем Волочке подавляющая часть жилого фонда – это индивидуальная усадебная застройка – 65%;
7. Малые города России – это города с населением менее 50 тысяч человек. Вышний Волочек относительно недавно перешел в эту категорию, а в генеральном плане оптимистичный сценарий предполагает рост населения до 52 тысяч человек. Но, к сожалению, все болезни малого города присущи ему уже довольно длительный срок: отсутствие мест приложения труда, высокий процент аварийного фонда, отсутствие выбора среди образовательных учреждений и, соответственно, отток населения;
8. Безусловной ценностью города является его историческая водная система и городская застройка центральной части. Когда-то ведущие предприятия в своей отрасли – стекло и ткацкое производство – также могли бы оживить производственную жизнь города. Материалы генерального плана показывают и проблемы города, и его преимущества, при этом в стратегии развития Тверской области отмечается снижение валового регионального продукта, снижение численности населения, в том числе женщин репродуктивного возраста, и высокий уровень смертности. В стратегии обозначены три важных цели: привлекательность для населения, привлекательность для бизнеса, привлекательность для инвестиций, что дает надежду на развитие и уникального города Вышний Волочек.