Магнитогорск

крупный город 1 типа

Поистине евразийским городом является Магнитогорск, расположенный на двух берегах реки Урал – левый берег в Азии, правый – в Европе!

Но не только эта удивительная особенность послужила причиной его выбора в числе городов-представителей: на примере Магнитогорска можно увидеть (в наибольшем проявлении) особенности планового устройства городов – промышленных центров.

Магнитогорск хотя и считается городом, основанным в советскую эпоху, возник не на пустом месте. Небольшая крепость Магнитная была основана в 1743 году на пограничной линии Оренбуржья, на правом берегу реки Яик (переименованной в Урал). Подобную крепость Троицк мы уже рассматривали, ее структура определила планировку сегодняшнего городского центра. Но Магнитную ожидала совсем другая судьба…

План крепости

В 1865 году пограничная линия была расформирована, и крепость-поселок стала казачьей станицей, причем в состав станицы входили прилегающие деревни и поселки, в том числе левобережный поселок Чесноковка (позже переименованный в Среднеуральск), а также сельхозугодия (несмотря на ведущиеся разработки руды, край был преимущественно сельскохозяйственный). В левобережных поселках селились крестьяне, мигрировавшие из центральной России после отмены крепостного права.

Правобережная часть разрасталась к югу от крепости, вниз по течению реки, несколько кварталов этих районов, избежавших затопления при строительстве плотины, составляют сегодня микрорайон Старая Магнитка. На месте левобережного Среднеуральска возник знаменитый комбинат.

Все эти драматические события, приведшие к фактическому уничтожению старых поселений и окружавших их сельхозугодий, произошли в советское время. По плану ГОЭЛРО создавалась полноценная металлургическая уральско-сибирская промышленность, включая 3 завода на Урале (в том числе Магнитный), а 2 в Сибири. Так началось создание на месте станицы Магнитной города Магнитогорска.

Концепция соцрасселения в СССР предусматривала промышленное предприятие в качестве главного фактора, определяющего возникновение нового города, его основную роль и финансовую базу. Мощность предприятия планировалась, как и все в плановой экономике; исходя из этой мощности шел расчет населения, который являлся исходным пунктом всего последующего проектирования.

После принятия решения о строительстве металлургического комбината и определения его мощности была выбрана площадка под предприятие на левом берегу реки у горы Магнитная, на месте поселка Среднеуральска. В 1929 году железнодорожная ветка соединила будущий комбинат со станцией Карталы, что дало мощный импульс «стройке века». Первоначально планировался рабочий поселок на 20 тыс.жителей, однако проектная мощность комбината возрастала в процессе проектирования, и соответственно расчетная численность населения, причем в разы – до 70, затем до 200 и наконец до 300 тыс.жит.

Но в тяжелейших условиях разработки генплана шел процесс выработки новых принципов. Первый проект рабочего поселка, выполненный под руководством С. Е. Чернышева в 1929 году, предполагал размещение жилого образования с веерной планировкой на левом берегу, в непосредственной близости от завода. Проект вызвал резкую критику, и в 1929 году был объявлен Всесоюзный конкурс на соцгород (этот статус за Магнитогорском был закреплен специальным постановлением Совнаркома РСФСР), однако с весьма расплывчатой программой, и в результате появились не проработанные проекты, а скорее концепции, представляющие огромный интерес для истории советского градостроительства, но не позволяющие приступать к строительству.

Первый проект С. Е. Чернышева, 1928 г. Визуализация
Конкурсный проект И. И Леонидова, 1930 г.

В результате ситуация с отставанием проектирования и строительства соцгорода Магнитогорска становится катастрофической, и приглашается немецкий специалист Эрнст Май, поставивший градостроительное проектирование “на поток”. Но и проект Мая вызвал критику – немецкого коллегу обвиняли в казарменном стиле, неприемлемом для соцгорода. Небольшую осуществленную часть проекта мы можем видеть сегодня в левобережной части города, и это весьма своеобразный памятник эпохи!

Проект планировки Э. Мая, 1930 г.
Осуществленная и сохранившаяся часть проекта

Несмотря на дефицит территорий левобережья, город начали строить именно на левом берегу, зажатый между комбинатом, карьерами и сопками, но уже в 1933–1934 годах принимается решение о дальнейшем развитии города на правобережье, на пологом плато вдоль водохранилища, генеральный план которого предусматривал жилые районы, рассчитанные на 300 тыс. жителей с набережной и парком у воды, с лесопарками, окружающими жилые кварталы. Главный партийно-административный центр разместился на классическом бульваре,  пересекавшем жилую застройку с запада на восток и делившем ее на северную и южную части, в каждой из которых предусматривалось по 2 жилых района со своими центрами. В этом проекте применена концепция панорамного города с использованием теоретических разработок Академии архитектуры. Правобережная часть города, сформированная в соответствии с планами 1940–1947 годов (разработчики Чернышев, Данчич), считается специалистами жемчужиной Магнитогорска, имеющей значение памятника истории социалистической архитектуры.

Проект, генеральный план 1947 г.

Однако и левобережье не было забыто: там появились парадные ансамбли площадей перед металлургическим комбинатом, перед Дворцом культуры металлургов и связывающего их проспекта Пушкина.

В структуре современного Магнитогорска четко прослеживается непростая история становления города: «стихийное» левобережье с фрагментарными включениями спланированных образований – соцгорода и центров – резко контрастирует с упорядоченной структурой и композиционной целостностью правого берега.

Пересечение Ленинградской и Октябрьской улиц

Удивительная устойчивость сложившейся структуры прослеживается и в действующем генеральном плане. По этому генеральному плану отчетливо видно, какую огромную долю занимают на левобережье производства, карьеры, полигоны отходов и в каком стесненном положении находится собственно жилая часть, с которой началась история Магнитогорска. И жизнь города, особенно левобережья, осложняется прежде всего состоянием окружающей среды – город постоянно включается в приоритетный список городов РФ с наибольшим уровнем загрязнения атмосферного воздуха по ряду компонентов.

 

Действующий генеральный план