ТРОИЦК

малый город

Характерным представителем городов-крепостей укрепленных линий является Троицк Челябинской области.

Троицкая крепость основана в 1743 году на Уйской линии. Вся застройка располагалась внутри деревянной крепости, на другом берегу размещался меновой двор. Планировка города была регулярной, с обширным главным пространством плаца. При выходе плаца к набережной на берегу реки был воздвигнут прекрасный Троицкий Уйский собор, к счастью, сохранившийся. К началу XIX века именно в пределах этого плаца сложилась центральная городская площадь. В таком виде город просуществовал целое столетие, получив с 1784 года статус уездного города.

Троицкий Уйский собор

После пожара 1842 года для города был разработан новый регулярный план, предусматривающий некоторое расширение границ, а на месте сформировавшейся уже площади предполагался рядовой квартал. Однако площадь не исчезла, напротив, получила композиционное завершение, когда в 1870-е годы в ее центре был возведен величественный Михайловский собор (взорван в 1967 году). Меновой двор хотя и сохранялся вплоть до 1915 года, но торговля постепенно перемещалась в центр города, в район центральной площади, где наряду с торговыми рядами возникает Гостиный двор, банки, торговые дома. За короткий период были построены также школы, училища, гимназии, знаменитое медресе «Расулия» и даже первая в Оренбургской губернии библиотека, что превратило Троицк в культурный центр Южного Урала. Будучи многонациональным по составу населения, город строил и православные храмы, и мечети, и синагогу и становится местом паломничества мусульман к могиле Зайнуллы Расулева.

Михайловский собор
Мечеть имени Зайнуллы Расулева (Махалля-мечеть)

Строительство железной дороги, связывающей Троицк с Челябинском и с Кустанаем, дало импульс для последующего промышленного развития города.

Итог предреволюционного развития – превращение «монофункциональной» крепости сначала в уездный город, а затем в культурный центр большого региона и железнодорожный узел на новой важной магистрали.

Встреча первого поезда, Троицк, 18 октября 1911 г.

Промышленное развитие города и усложнение его структуры начинается с периода Великой Отечественной войны, когда в Троицк были эвакуированы промышленные предприятия.

С 1960-х годов к югу от города строится Троицкая ГРЭС и Троицкое водохранилище, при которых формируется поселок Троицкой ГРЭС (сейчас эти территории в городской черте). В эти же годы возникают микрорайоны, сначала 5-этажные, а затем и 9-10-этажные.

Троицкая ГРЭС
Микрорайон

Генеральный план 1980 года, как и большинство генеральных планов этого периода, предусматривал значительный рост города – с 89 до 120 тыс. жителей, с соответствующим расширением территории и значительными объемами строительства. Однако прогнозируемое развитие города не состоялось, наоборот, численность его населения несколько сократилась (однако действующий генеральный план все же закладывает рост численности до 100 тыс. жителей). Не состоялся и предусмотренный генпланом вынос промышленности из исторического центра, и она продолжает занимать значимые для общественной жизни города и его пространственной структуры места, в том числе на стрелке у слияния двух рек.

К сегодняшнему дню город получил «трехлучевую» структуру с неравномерными лучами, расходящимися от центральной части, эти районы сохраняют свою относительную самостоятельность и связаны в планировочном отношении долинным комплексом рек и транспортом (железные дороги и магистрали).

В действующем генеральном плане прописаны основные направления развития для каждого планировочного района, и это говорит о том, что определенная самостоятельность каждого из районов в генплане не преодолевается, а, наоборот, закрепляется. А в Северо-восточном районе предусмотрено размещение совершенно нового, огромного по масштабам планировочного образования – особой экономической зоны промышленно-производственного типа с крупным логистическим центром, новых микрорайонов и коттеджных поселков. Предусмотренная генпланом структура – это фактически «парный» город.

Прогнозируемое генпланом развитие планировочной структуры Троицка – стратегия, характерная для многих действующих генеральных планов, в которых, несмотря на отсутствие роста, предусматриваются новые крупные планировочные образования – промышленные (часто ОЭЗ) и жилые, при этом многие проблемы сложившихся частей города остаются нерешенными.

Действующий генплан города Троицка