Смоленск

крупный город I категории

XII в.
1632 г.
1795 г.
1857 г.
1907 г.
1918 г.
1943 г.
Действующий генплан
1949 г.

«Известно, что по сравнению с другими странами средневековой Европы Древняя Русь крайне бедна письменными историческими источниками. Виной тому обрушивавшиеся на нее военные бедствия и частые пожары, испепелявшие города, монастыри и храмы, где создавались и хранились местные летописи, скапливались различные исторические документы. Смоленск не избежал общей участи и был также беден письменными свидетельствами о своем далеком и близком прошлом. Татаро-монгольское нашествие миновало город, но оно сказалось и на нем общим упадком экономики и культурной деятельности в XIII–XIV вв. Затем наступило тяжкое XV столетие – пора польско-литовского владычества. Видимо, в это время была утрачена собственно смоленская летопись. Она, по словам исследователя, "перешла в чужие руки и растворилась в чужих летописных сводах". Страшным бедствием был пожар города в момент его захвата армией Сигизмунда III в 1611 г. Однако тогда в Смоленске все же уцелели кое-какие письменные источники, образовавшие в дальнейшем "смоленскую архиву". К сожалению, и данное хранилище погибло в годину наполеоновского вторжения. Памятуя все это, можно понять, почему в руках историка смоленского зодчества так мало твердых и точных письменных данных о нем».

Н. Н. Воронин, П. А. Раппопорт. Зодчество Смоленска XII–XIII вв.

 

Судьба Смоленска – одна из самых драматичных среди городов на территории России. Письменная часть его истории начинается в 863 году, когда Смоленск был впервые упомянут в Устюжном летописном своде как уже существующий город, который был к тому времени «велик и мног людьми». Люди, жившие здесь, были из рода кривичей и занимались производством смолы и смолением судов, проходивших по Днепру.

Смоленск стоит на высоком берегу Днепра, в начале его течения, на том отрезке торгового пути, когда все «волоки» остались позади, а впереди уже «маячит» Киев.

Смоленск имел также связь с древней волжской дорогой (в «болгары» и Хвалынское море, как в Древней Руси называли Каспий).

Около 1127 года в результате междоусобных княжеских войн сложилось Смоленское княжество, а в 1141 году князь Ростислав построил новую крепостную стену вокруг старого города.

План древнего Смоленска

Христианство пришло в город в 1013 году, а через сто лет началось строительство храмов. В это же время (XII – начало XIII века) начался расцвет древнего Смоленска – это был третий по значению город в Древней Руси после Киева и Новгорода. До наших дней сохранились каменные здания той эпохи: храм Петра и Павла на Городянке (1146), церковь Иоанна Богослова (1173) и церковь Михаила Архангела (Свирская церковь, 1180-е) – великолепные памятники древнерусской архитектуры домонгольского периода. Население города насчитывало, по самым приблизительным подсчетам, около 30 тысяч человек. (Для сравнения: население Киева перед монгольским нашествием оценивается в 45 тысяч, а Новгорода – примерно в 40 тысяч человек.) Надо сказать, что именно этот отрезок в 230 лет – с 1000 по 1230 год – является самым длительным периодом «покоя» для Смоленска, во всяком случае по тем сведениям, которые мы имеем на сегодняшний день.

В XII–XIII веках Смоленск продолжал поддерживать дальние торговые связи. Через Волжскую Болгарию смоляне были связаны с Востоком. Оживленной была торговля с Западом, о чем говорит договор с Ригой и Готландом 1229 года, известный под названием «Смоленская торговая правда».

С 1230 года Смоленск начали преследовать напасти: сначала эпидемия, а затем в 1238 году – нашествие Батыя. Смоленск устоял, и город не был захвачен монголами, но его экономика была подорвана. Междоусобицы среди князей также не способствовали его стабильному развитию, а позже город оказался между двумя враждебными силами – Великим княжеством Литовским на западе и Великим княжеством Московским на востоке.

В начале XIV века Смоленску пришлось обратиться к литовским князьям за защитой от вторжений со стороны Москвы. В 1404 году Смоленск был взят литовским князем Витовтом и на протяжении 110 лет принадлежал княжеству Литовскому. В этот период в Смоленске произошло два кровавых восстания: одно в 1401 году, второе, жестоко подавленное литовцами, вспыхнуло в 1440 году. Постепенно Смоленск был превращен в вотчину Литовского государства и служил неприступной крепостью для отражения нападений московских князей. В 1514 году Василий III отбил его у Литвы и вернул обратно в состав России.

Почти сто лет – с 1514 по 1611 год – Москва удерживала Смоленск. Его фортификации значительно укрепились: город-крепость Смоленск был признан повсюду как «ключ к Москве». В 1595 году при Борисе Годунове началось строительство каменной крепости под руководством «государева мастера» Федора Коня. На закладке крепости присутствовал сам Борис Годунов. За семь лет была построена крепостная стена протяженностью 6 км с 38 башнями – частично она сохранилась и сегодня.

В течение этого периода восстановилось значение Смоленска как крупного торгового центра, он снова стал одним из важнейших центров связи с Европой. К 1581-1582 году население Смоленска оценивалось в 70 000 человек, что более чем в три раза превышало население таких крупных европейских центров, как Страсбург и Нюрнберг.

Схема крепостных стен Федора Коня – гравюра Гондриуса

В 1609 году началась Смута. Крепость героически оборонялась и сдерживала польские войска Сигизмунда III около 20 месяцев. В 1611 году последние ее защитники взорвали запасы взрывчатки, хранившейся в пороховых складах вблизи соборного холма, в результате чего рухнула часть каменного Успенского (Мономахова) собора, а город почти полностью сгорел. Крепость сдалась, Смоленск стал принадлежать королевству Польскому и оставался польским еще 60 лет до 1667 года.

Схема города 1632 года. На рисунке видно, как художник изменил архитектурные формы главных храмов и городских стен, придав им «западный», «европейский» характер.
Гравюра, изображающая осаду Смоленска 1632-ого года.

В 1667 году царь Алексей Михайлович Романов после длительных военных действий с Речью Посполитой заключил Андрусовское перемирие (в 1686 году подтвержденное «Вечным миром»), снова вернув Смоленск в Россию.

В 1689 году, уже через 22 года после возвращения в Россию, Смоленск стал одной из важных «командных точек» царя Петра I, пришедшего к тому времени к власти, а затем губернским центром одной из первых восьми российских губерний. Губернский статус оказал благотворное влияние на городское развитие: к концу XVIII века Смоленск превращается в крупный торговый центр, успешно использующий возможности приграничного города.

При Екатерине II, как и все российские города, Смоленск получил новый генеральный план (в 1778 году), устанавливающий правила «регулярства», но в силу природного рельефа историческая планировочная структура города в основном «устояла» и план реализован не был.

На планах города 1778 года можно проследить, как регулярная сетка улиц перерезает их сложный первоначальный рисунок. В 1817 году императором Александром I был утвержден новый генеральный план города, разработанный Вильямом Гесте, автором застройки Царского Села. Этот план в целом сохранял сложный живописный рисунок старинных улиц, а вся «регулярность» перемещалась на Заднепровскую сторону и в южном направлении развития городской застройки.

План Смоленска 1795 года.

В начале XIX века Смоленск ждали новые испытания. Тяжелейший удар по городу нанес Наполеон. Он взял Смоленск за два дня, взорвав крепостную стену в нескольких местах. После ожесточенных боев город начал гореть и выгорел почти дотла. Благодаря сопротивлению Смоленска, русская армия и жители города смогли уйти с относительно небольшими потерями.

Ужасающая картина разоренного пожарища встретила Наполеона, когда он въехал в Смоленск на белом коне: пустой, полуразрушенный город, полный убитых и тяжелораненых. После окончания Отечественной войны в городе из 15 000 жителей осталось около 1000 человек.

Взятие Смоленска не привело к «решающей битве», к победе, о которой мечтал Наполеон. Именно под Смоленском и он сам, и его генералы поняли, что ждет их в войне с русскими: яростное кровопролитное сопротивление, пылающие города, опустошенные деревни в погоне за отступающей русской армией – тактика «выжженной земли».

Наполеон был молчалив на пути от Смоленска к востоку. Молчала и ехавшая за ним свита, молчали маршалы. С кем ему было говорить? Он вел их в Москву, а они не скрывали от него, что "Москва – это гибель". Все они говорили ему об этом.

Из книги Тарле Е. В. «Нашествие Наполеона на Россию»

Смоленск подтвердил свое значение для России как «главного ключа» к Москве, и Москва повторила его судьбу через 29 дней, 2 сентября 1812 года.

После победы над Наполеоном город начал быстро восстанавливаться. В 1817 году был принят генеральный план, о котором уже упоминалось выше, а к 1830 году город был уже отстроен заново и активно развивался. План Вильяма Гесте стал основой развития Смоленска вплоть до Октябрьской революции.

С 1863 года до самой революции население Смоленска стабильно росло и в 1914 году составляло 74 000 человек.

Очень интересна также карта Смоленска 1907 года, на которой показана, по сути, плотность застройки – объем зданий (куб. саженей на 100 кв. саженей) на единицу площади – «застроенности земли», как это тогда называлось. Из этой схемы видно, что наиболее плотно застроена центральная часть города по оси север-юг, включающая мосты через Днепр.

План Смоленска 1857-ого года.
План Смоленска 1907-ого года.
Схема 1918-ого года – город Смоленск и окрестности.

Во второй половине XIX века через северную часть города пролегли три железные дороги: Риго-Орловская (1856), Московско-Брестская (1870) и Рязано-Уральская (1899). К концу XIX века Смоленск стал важным железнодорожным центром запада страны. Железнодорожные пути не затронули, к счастью, древнейшие части крепости. В начале XX века, в 1912 году, в честь столетия победы над Наполеоном, в городе появилась Аллея героев с бюстами полководцев 1812 года.

В 1917 году в России произошла революция, и судьба города, вместе со всей страной, опять резко переменилась.

Период индустриализации прошел в Смоленске так же стремительно, как и во всей стране.

Но развитие промышленности шло в русле уже существующих производств, без «промышленных гигантов». Всего за первую пятилетку было построено 122 промышленных предприятия, в основном легкой и перерабатывающей промышленности. Была внедрена и освоена новая технология – механизированная переработка льна. До этого большая часть смоленского льна перерабатывалась вручную. За пять лет было построено 46 льнозаводов и мощная льночесальная фабрика в Вязьме. За первую пятилетку продукция швейной промышленности выросла более чем в 10 раз.

Топливная проблема решалась в основном за счет резкого увеличения добычи торфа (в 15 раз). Значительно увеличили производство лесная и деревообрабатывающая отрасли промышленности. Начали разрабатываться залежи фосфоритов, глины, песка.

Для решения проблемы снабжения электроэнергией во всех районных центрах Смоленщины были построены маломощные местные электростанции, а в самом Смоленске – крупная ТЭЦ-1. За первую пятилетку на Смоленщине было проложено свыше 300 км железно-дорожных путей.

Начавшееся в годы первых пятилеток строительство крупных промышленных предприятий (льнокомбинат, завод имени Калинина и др.) постепенно превращало Смоленск в большой промышленный центр. Это позволило уже в начале 1930-х годов начать здесь интенсивное строительство, и в первую очередь многоэтажных жилых домов для рабочих.

Строительство развивалось по тщательно разработанному плану. В 1926 году под руководством крупнейшего советского архитектора А. В. Щусева был составлен генеральный план реконструкции Смоленска, который предусматривал развитие города в тесной взаимосвязи с его исторически сложившимися архитектурными ансамблями. В 1935 году был утвержден новый генеральный план, разработанный под руководством архитектора Н. Кондратенко в развитие идей генплана 1926 года.

Оккупация Смоленска

Самой большой смоленской стройкой 30-х годов было возведение крупнейшего в стране льнокомбината. Льнокомбинат начал работать в 1937 году, а в число полностью действующих предприятий он официально вошел в начале 1941 года, когда было завершено его техническое оснащение новейшим отечественным оборудованием.

Развернувшаяся в стране коллективизация увела из деревни тысячи «лишних» рабочих рук. Это породило массовую миграцию населения. Желая найти работу, многие тысячи молодых людей устремились на стройки. Только в 1929 году на работу в угольную промышленность из Смоленской губернии отправилось более 2500 человек. В 1930 году на новостройки выехало свыше 10 000 смолян.

Вследствие значительного увеличения (более чем вдвое) городского населения, в основном за счет притока из деревни, в городе все более острой становилась жилищная проблема.

Индустриализация области продолжалась и в годы третьей пятилетки (1938–1942). За это время было построено 53 промышленных предприятия, 17 электростанций, открыто 16 новых торфоразработок. В результате нового строительства, а также реконструктивных работ объем валовой продукции крупной промышленности увеличился по отношению к 1913 году в 6 раз.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Смоленск героически сражался, как и в первую Отечественную, спасая Москву, наступление на которую он задержал на три месяца. Эти три месяца решили судьбу столицы и всей кампании 1941 года.

Накануне войны в Смоленской области проживало чуть более 2 миллионов человек, а на момент освобождения (октябрь 1943 года) в ней насчитывалось всего 937,8 тысяч жителей. Численность городского населения уменьшилась почти в 7 раз и составляла всего лишь 53 тысячи человек.

25 сентября 1943 года Смоленск был освобожден войсками советского Западного фронта. И снова, как уже неоднократно было в его истории, город лежал в руинах, большинство жилых зданий было разрушено. В 1945 году СНК СССР включил Смоленск в число 15 российских городов, подлежащих первоочередному восстановлению. Уже спустя месяц после освобождения Смоленска более половины смолян, то есть около 11 тысяч из 20, имели квартиры.

В Смоленске были полностью уничтожены 6550 жилых домов (82% зданий), составлявших 95% жилой площади, а остальные здания пришли в нежилое состояние. Был полностью разрушен железнодорожный узел с его разветвленной сетью путей и многочисленными службами, многие другие сооружения.

Красным цветом на схеме показаны разрушенные кварталы, зеленым – сохранившиеся, а розовым – полуразрушенные.

План Смоленска 1943 г.

Восстановительные работы, на которые были предусмотрены довольно значительные ассигнования, начались сразу же после изгнания фашистских захватчиков. В Смоленскую область началась реэвакуация ряда предприятий, возвращались специалисты.

Темпы восстановления промышленности и транспорта были высокими, но все равно за первую послевоенную пятилетку (1946–1950) достигнуть довоенного уровня промышленность не смогла, объем выпускаемой продукции составил только половину довоенного уровня производства. Главная причина сравнительно медленных темпов восстановления промышленного производства на Смоленщине заключалась в последствиях войны. Слишком велики были разрушения. Восстановление чаще всего означало новое строительство на старом месте, ибо все лежало в руинах.

Под руководством академика архитектуры Г. П. Гольца был разработан генплан восстановления и реконструкции Смоленска, утвержденный в 1946 году.

В тексте к генеральному плану описана картина счастливого будущего архитектуры Смоленска:

«Многие из славнейших сооружений русского зодчества (от скромных церквей XII столетия до грандиозных зданий советской предвоенной архитектуры) составляют величавую панораму Смоленска... А пройдут годы – панорама Смоленска значительно обогатится новыми зданиями социалистической эпохи. В органическом сочетании древнейших памятников русской архитектуры с величавыми сооружениями эпохи социализма будет заключаться художественная сила архитектуры города».

Самыми высокими жилыми зданиями города должны были стать дома в 4-5 этажей, больше 20% зданий должны были быть двухэтажными. План предусматривал рост промышленности и, как это обычно происходило в перспективных генеральных планах на территории СССР, экстенсивное развитие городских территорий. К 1949–1951 годам относится строительство нового железнодорожного вокзала, выполненного по проекту Б. Мезенцева и М. Шпотова. С середины 50-х годов начинается бурное индустриальное развитие Смоленской области, растет и население города Смоленска. В 1956 году оно составило уже 131 тысячу человек.

План Смоленска 1949 г.

Панорамы Смоленска из проекта Г.П. Гольца (музей архитектуры им. А.В. Щусева)

Смоленск начал разрастаться сначала на юг, а затем на восток, север и далеко на запад вдоль Днепра. Археологический музей-заповедник «Гнёздово» с древними курганами также вошел в состав Смоленска.

В 1960-х годах на юго-восточной окраине Смоленска, в Поповке, появился первый в городе большой жилой массив из пятиэтажек. Жилая застройка 60-х, 70-х и 80-х годов составляет около 50% всего жилого фонда, то есть за этот 30-летний период была выстроена половина всей жилой застройки города.

В 1969 году был принят разработанный институтом Гипрогор перспективный план развития Смоленска до 2000 года. Гипрогор разработал также проект детальной планировки центра. Проект предусматривал сохранение историко-архитектурных памятников и учитывал своеобразный холмистый рельеф города. В начале 1970-х годов на северо-западе Смоленска началось строительство нового жилого района, получившего название Ситники.

Ситники

Максимальное количество населения Смоленска за всю историю его существования пришлось на 1997 год и составило 357 тысяч человек. Сегодня Смоленск – крупный город, административный, промышленный, транспортный и культурный центр Смоленской области, простершийся с запада на восток на 25 км и с севера на юг – на 15 км. На его территории более чем в 17 тысяч га проживает около 330 тысяч человек.

Сводная статистика общего числа построенных домов в Смоленске с указанием суммарной площади по годам.

Смоленск включен в список исторических городов Российской Федерации. В 1982 году был утвержден «Проект охранных зон, зон регулирования застройки и зон охраняемого природного ландшафта г. Смоленска», который и сейчас является основным документом, регламентирующим градостроительную деятельность на территории исторического центра.

Современные карты позволяют оценить структуру города с точки зрения ее насыщенности движением, показывают уровень востребованности той или иной территории, посещаемость основных точек притяжения города и другие важные для градостроителя особенности функционирования городской территории.

На карте с выделением GPS-треков мы видим всю схему «кровеносной системы» города, главные артерии, мелкую «капиллярную систему» местных улиц и интенсивность движения.

Из схемы очевидно, что южная, историческая, часть города сохранила свое значение как главная. Природный рельеф, как и в древние времена, продолжает делить город на три сектора: центральный – крепость и два боковых, которые по мере городского роста соединялись полукольцевой магистралью. Север, Заднепровская сторона, продолжает играть свою роль как территория внешнего транспорта: железнодорожные пути дополнились аэропортом.

Как и прежде, ось север – юг обеспечивает сквозное движение между городскими территориями. С востока она дополнена мостом и магистралью, ведущей в промышленную зону, а с запада связи через Днепр нет, хотя магистрали близко подходят к берегу. Пересечение магистралей с максимально насыщенным движением показывает также места возможного затруднения трафика – автомобильных пробок.

Схема генерального плана 2009 года
Карта санитарно-гигиенических ограничений 2009 года

На схеме генерального плана 2009 года мы видим, что в западной части города предусмотрены к строительству связи (мосты), а также видим, как постепенно формируется большая кольцевая магистраль, связывающая городские окраины.

По карте санитарно-гигиенических ограничений 2009 года видна концентрация промышленных и коммунальных объектов на северных и восточных территориях Смоленска, а также глиссады северного большого аэропорта и южного малого. Как и в других промышленных городах, производственные территории «выходят» к реке, нарушая и экологию, и исторический ландшафт, и комфорт проживания горожан. В случае Смоленска проблема осложняется тем, что промышленные территории находятся выше по течению, создавая поток загрязнений вниз по течению Днепра на всей территории города. города.

ИСТОРИЯ СМОЛЕНСКА ДАЕТ НАМ ВОЗМОЖНОСТЬ СДЕЛАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ:

✔ Формирование Смоленска в древности было обусловлено несколькими обстоятельствами:

    • наличием реки Днепр и богатого природного окружения, позволяющего прокормить население города;
    • высоким берегом, окруженным оврагами и позволяющим успешно защищать город;
    • торговым путем, одним из самых важных в Европе, и важной точкой на этом пути – началом прямого маршрута по Днепру в Киев;
    • пограничным положением города между литовскими, польскими и русскими землями.

Эти четыре обстоятельства в разные эпохи по очереди выступали на первый план. Сначала природное окружение позволило основать поселение, затем торговый путь дал толчок к его успешному развитию, затем город начал защищаться от набегов соседей и так далее на протяжении всей своей непростой истории.

✔ Планировочная структура города формировалась в первую очередь под влиянием природного рельефа, который внес серьезные коррективы в прокладку межселенных связей города. Центр города – крепость также формировалась из фортификационных соображений, учитывающих сложный рельеф и удобство защиты от врага. При этом разные властители, входя в покоренный город, основывали свои резиденции и «места силы», сформировавшие несколько точек притяжения, которые и сегодня являются городскими доминантами.

✔ Огромный урон нанесли городу разорительные войны. Подробную информацию мы имеем о двух из как минимум четырех нападений на город: наполеоновском нашествии и Великой Отечественной войне. Но и этих двух войн было бы вполне достаточно для его полного уничтожения, без возможности подняться вновь – такие примеры есть в истории. К счастью, Смоленск всегда находил в себе силы возрождаться в прямом смысле слова из пепла.

✔ Промышленное развитие оказало серьезное влияние на жизнь города. Были присоединены новые территории и для производственных объектов, и для проживания прибывающего населения, занятого на производстве; проложены новые связи – железнодорожное, авиационное сообщение, автомобильные дороги. Были построены объекты, обеспечивающие город энергией, потребность в которой росла вместе с ростом производства. Промышленность, как и везде в нашей стране и во всем мире, обеспечив город продуктами производства, товарами и местами приложения труда, одновременно нанесла огромный урон экологическому состоянию города и его окружению, а также обесценила прибрежные территории и целые городские районы.

✔ Советский период индустриального типового домостроения сыграл существенную роль в формировании городской застройки: обеспечив жильем подавляющее большинство жителей, типовое жилье при этом заполонило город безликими, одинаковыми микрорайонными группами. Это наследство по мере старения ложится непосильным грузом на коммунальные городские службы, теряет ценность для населения, выходит за рамки представлений о современном уровне комфорта и часто служит досадной помехой в городских исторических панорамах.

✔ Сегодня Смоленск вместе со всей страной выбирает свою дальнейшую судьбу. В постиндустриальный период любое городское сообщество стоит перед выбором: переход к новым технологиям и эффективному производству или развитие новых видов деятельности, связанных с сервисами, образованием, логистикой, медициной, сельским хозяйством. От этих нелегких решений зависит и судьба территориального городского развития.

На сегодняшний день очевидной и безусловной является историко-культурная ценность городской застройки Смоленска, планировочная структура, сохранившаяся вопреки всему с древнейших времен, памятники истории и архитектуры с XII века, с самого начала образования Древней Руси. Сохранение и разумное использование этих ценностей может послужить правильной отправной точкой для выбора перспективы развития города, точкой для выбора перспективы развития.