Основан город в 1749 году на правом холмистом берегу Дона в 46 километрах от впадения его в Азовское море. Вначале на месте города была лишь таможня, а затем, в 1760 году, здесь для защиты южных русских границ начали строить крепость, которая получила имя митрополита Ростовского и Ярославского - Димитрия. Впоследствии название трансформировалось: крепость Димитрия Ростовского, Ростовская крепость, просто Ростов, наконец, чтобы отличить от древнего Ростова Великого, что под Ярославлем, - Ростов-на-Дону. Выгодное географическое положение на перекрестке сухопутных и водных дорог способствовало экономическому развитию Ростова. У его стен образовался торговый порт, принимавший суда русских, греческих, итальянских, турецких, армянских, персидских купцов
История становления города Ростова-на-Дону, как одного из крупнейших городов России, Южной российской столицы, неотделима от истории Азова.
В главе об Азове мы уже рассказывали о древнем рыбацком и невольничьем рынке на устье Дона, путем долгих усилий завоеванного Россией и обеспечившего ей выход к Черному морю. Со временем, с присоединением Южных земель и Крыма, Азов потерял свое значение, как порт, но стало расти значение земель вдоль Дона, которые донские казаки начали активно возделывать и собирать богатые урожаи.
Место, которое сейчас занимает Ростов-на-Дону, было выбрано при императрице Анне Иоановне и названа крепостью Св. Анны. Азов, по белградскому соглашению, опять отошел Турции, и его крепость должна была быть взорвана в присутствии турецких вельмож, а «фортецию близ Черкасска», старой казацкой станицы, удалось отстоять. В отличие от Черкасска, расположенного на низком береге, постоянно заливающегося Доном, новая «фортеция» расположилась на «Васильевских Буграх». При Елизавете Петровне в крепости и рядом с ней были устроены несколько таможенных застав для сбора «портовой пошлины» и для «смотрения привозимых греками и других наций людьми, товаров, а также, чтобы великорусские купцы и донские казаки иностранных товаров глухими трактами не ввозили в Россию». Из всей окружающей местности самым удобным для проживания оказался участок рядом с устьем реки Темерник. И в 1749-ом году появился указ: «учредить таможню Русскую на-Дону, от устья реки Темерника, против урочища, называемого Богатый колодезь, где и донские казаки могут вести свою торговлю с приезжими греками, турками и армянами».
Темерницкая таможня – вот главная «стволовая клетка», давшая жизнь будущему городу Ростов-на-Дону.
В 1760-ом году была заложена и построена крепость, в местности «способной и к обороне, и к жительству», названная Елизаветой крепостью Св. Дмитрия.
«...Указом Императора Павла I от 12 Декабря 1796 года крепость Св. Дмитрия с новым своим форштадтом на Доломановке названа в первый раз городом Ростовом, а окрестный край, с большею частью земель Черноморскаго войска, Нахичеванью, Таганрогом, Азовом и Кагальником, составили Ростовский уезд новообразованной Новороссийской губернии». Чалхушьян Г.Х. «История города Ростова»
С самого начала своего образования Ростов-на-Дону был частью крупной системы расселения, выполняющей оборонительные, пограничные, таможенные, торговые и портовые функции на всем протяжении устья Дона и наиболее полноводной его части, в которую входили и Азов, и Таганрог.
«В 1779 году по воле Императрицы Екатерины II урочище Полуденка отведено армянам, - которые здесь основали себе город Нахичевань, а прежние жители слободы перешли на Доломановку. Часть этих переселенцев стала строить себе дома у самых валов крепости, обращенных к Богатому источнику, тогда еще колодезю, и у Богатого источника возникла новая слобода. В 1796 году все эти слободы с крепостью Св. Дмитрия сплочены вместе под названием «Ростова на-Дону», но это сплочение носило случайный характер и было номинальное: каждая слобода жила самостоятельною жизнью, обособленно, не было внутренней объединяющей их силы».
На картах 1811-ого года показаны два города – Ростов и Нахичевань, расположенные рядом, но, даже по разбивке сетки улиц, совершенно различные: в Ростове прямоугольная сетка горизонтальная, вытянутая вдоль берега, а в Нахичевани – наоборот, вытянутая поперек береговой линии. Но обе уличные системы, конечно, выстроены уже по регулярным принципам, заложенных в градостроительство в 17-ом веке.
Генеральный план Нахичевани разработали известный русский архитектор И. Е. Старов и инженер А. И. Ригельман. При личном участии И. Е. Старова были разработаны также эскизные проекты застройки сельских армянских поселений. Проект застройки Нахичевани был утвержден петербургской “Комиссией строений” в ноябре 1781 года. По плану 1811 года, разработанному Т. Шаржинским, в городе насчитывалось уже 189 кварталов. Городское управление давало разрешение на застройку центральных улиц и площадей только при условии соблюдения “Альбома образцовых проектов”, разработанного в Петербурге. Вот почему и сейчас на улицах Нахичевани мы видим образцы застройки в духе русского классицизма.
Застройке Ростова и его окрестностей сопутствовало явления, доселе малознакомое в России, где любой шаг, так или иначе, контролировался государством. Вокруг крепости стали наращиваться слободы, никак не управлявшиеся, не платящие налоги и не учтенные никаким ведомством, по сводкам проходящие под названием «люди разного звания». Названия этих слобод очень значащие: Нахаловка, Бессовестная, Богатый колодезь.
«Логическая посылка, от которой мы отправляемся и которая неизбежно приводит нас к такому выводу, заключается в следующем: писать историю Ростова значит писать историю его торговли».
В 1758-ом году была основана «Константинопольская коммерческая компания, и Темерницкая таможня стала основным «таможенным терминалом» для ее функционирования. После победы над Турцией и установления Кучук-Кайнарджийского мира в 1774-ом году все препятствия были сняты и процесс бурного роста Новороссийского края, Одессы, Таганрога и Ростова-на-Дону был запущен. И хотя войны с Турцией еще продолжались, торговля развивалась, по большей части, в Одессе, и в Таганроге вполне успешно. Соперничество между Одессой и Таганрогом, безусловно, выигрывала Одесса, и, если бы не чумные и холерные карантины, во время которых главным портом становился Таганрог, он совершенно бы разорился. Посещение императора Александра I спасло город, хотя бы на ближайшие 30 лет, о чем осталось свидетельство – письмо на имя губернатора Херсонского, края явно лоббирующего Одессу.
«Во время пребывания моего в Одессе представляли вы мне закрыть вход иностранным купеческим кораблям в Азовское море и обратить Таганрогский порт для одной внутренней торговли, уверяя меня при том, что и жители города Таганрога, преобразив свою торговлю в прибрежную или каботажную, найдут в оной свои выгоды. В приезд же мой ныне чрез Таганрог принесены мне были от Таганрогского гражданства просьбы, в копиях при сем препровождаемые, из коих вы ясно видите, что от преобразования порта в этом городе жители оного не только потерпят потерю в своих заведениях, но неизбежно должны подвергнуться совершенному разорению»
Примерно в это же время города Ростов, Нахичевань и Мариуполь присоединяются к «ведомству Таганрогского начальства» и становятся единой системой организации торговых портов Азовского моря и устья Дона. Ростов до 1836-ого года играет роль «складов» и своей торговой площадки не имеет. Причиной стало отсутствие таможни, которая была перенесена в Кагальник в конце XVIII века, что моментально снижает значение города и потребность в городе. Как только, в 1835-ом году, таможенная застава была учреждена, ростовский порт ожил, а население выросло до 7000 человек. К 1856-ому году Ростов становится главным среди всей системы Азовско-Донских портов. Основными предметами экспорта через ростовский порт являлись железо, пшеница, льняное семя, шерсть овечья, сало, масло коровье, парусина. И все эти товары шли со всей России, собираясь «на выходе» в Ростове. Кроме того, в Ростове были учреждены две большие ярмарки Вознесенская (1 неделя в мае) и Рождественская- Богородичная (2 недели с 1 по 14 сентября).
Обратите внимание на таблицу сопоставления доходов приречных и приморских городов Новороссийского края: Ростов, при населении 9000 человек имеет доход такой же, как и Херсон, при населении 22000 человек, и в подушном измерении уступает только Одессе.
В это же время в Ростове начинают мостить улицы и оборудовать набережные, составляющие сегодня предмет законной гордости ростовчан.
Планировочная структура современного Ростова, естественно, ориентирована на реку Дон. Городское уличное строительство развито, в основном, на правом, северном берегу Дона. Этому есть объяснение совсем не градостроительного порядка: когда армянская Нахичевань осознала активный рост Ростова, армянские купцы потребовали отдать им левый берег Дона для их отдельных рынков и складов. Ростовчане на это ответили петицией к правительству с требованиями не разрешать сепаратный рост «армянского рынка», и левый берег остался, фактически, не застроен. Только сейчас, в 2018 году к чемпионату мира по футболу, на левом берегу Дона построена целая инфраструктура спортивных сооружений.
«Новая эпоха» наступила в Ростове в 1861-ом году, два события свершились в это время: 1. было отменено крепостное право, 2. в Ростове появился новый управляющий, Андрей Матвеевич Байков. Разумное управление и рост экспорта хлеба привел к «Ростовскому экономическому чуду». За девять лет население города выросла в полтора раза, с 24 тысяч до 36 тысяч человек. «И вывоз товаров из русских портов, и привоз их в русские порты в течение девяти лет утраиваются».
Главной торговлей становится «хлебная заграничная», затем «лесная» и, на третьем месте, «хлебное вино и спирт».
Рост города в конце 19-ого века был обеспечен двумя обстоятельствами: 1. учреждением пароходства, 2. Ростов становится конечным пунктом и местом перегрузки и перевозки товаров, ввиду начала прокладки железных дорог.
Ростовчане понимали, какие выгоды им сулит железная дорога. Это следует из постановления городских представителей:
«Городское общество в полном собрании домовладельцев всех сословий 22 июня 1867 постановило следующий приговор:
Какая большая разница с городами средней и центральной России, где почти каждый город готов был «нести взятку» в Петербург, чтобы дорога ни в коем случае не шла через их город.
Ростов теперь служит границей речного и морского флота: до Ростова плывут баржи и плоты, от Ростова – каботажные и мореходные суда. Ростов – место перегрузки. Для облегчения «мореходства» в Ростове ведутся земляные работы по прокладки удобных каналов, которыми занимается гирловый комитет. (Гирлы – это протоки, образующиеся в устье крупных рек).
Экономический подъем привел к росту города и был найден путь упорядочить «въезд в город».
«Байков упорядочил Нахаловку, в тоже время дал большой толчок заселению Ростова целесообразной мерой — льготной продажей мест. А именно в видах предоставления возможности лицам с ограниченными средствами приобрести за небольшую цену оседлость в городе, предназначаются в продажу, без торгов, участки усадебной городской свободной земли, причем каждому участку сделана оценка. Желающий купить место подает письменное заявление в Городскую Управу с объявлением цены, которую он может дать, с набавкою против оценки, а равно с объяснением, когда могут быть им уплачены деньги за участок. Рассрочка не должна, впрочем, превышать 2-х лет. Лицо, подающее заявление, не должно иметь в городе другой недвижимой собственности и может приобретать лишь один участок. Участок должен быть застроен по утвержденному городскою Управою плану. Таковы главные особенности льготной продажи, благодаря которой, с одной стороны в маленький промежуток времени на окраинах города появилась сплошная масса новых домов, а с другой в новых постройках соблюден порядок, участки распланированы и город принимает благообразный вид».
В 1874-ом году население города составляет 47 тысяч человек, в 1885-ом – 61 тысяча человек. Город активно строится, появились банки, биржа, гостиницы, школы, театр. На улицах появилось освещение, оборудованы р новые набережные, прокладываются новые дороги между Ростовом и Нахичеванью, приводятся в порядок Нахаловка, Богатый источник и другие «самострои».
«Город Ростов никакими собственными произведениями не изобилует, но торговля его значительна». Вот раз выработанная формула, которая встречается во всех донесениях, докладах и рапортах ростовцев, начиная с 1830 годов».
Но к концу 19-ого века производство в Ростове уже имеется. Оно связано с обработкой сельскохозяйственной продукции, судоремонтными работами, рыбными промыслами, и обслуживание. Работают рыбные рынки, сельскохозяйственные рынки, улицы полны магазинами, ателье, салонами…
К сожалению, никакой экономический подъем не смог остановить революционного движения. Начался хлебный кризис, и начались волнения 1905-ого года, а затем война и революция.
«Обращает на себя внимание, что вплоть до 1917 года все отчёты регулярно отмечали отсутствие каких-либо беспорядков и политических выступлений. ...Документ, составленный здравомыслящим жандармским офицером, убедительно показывает, что на третьем году мировой войны революционная ситуация ощущалась не только в Петрограде (где и началось массовое движение), но и в достаточно удалённых от столицы провинциальных центрах. Из доклада ротмистра Пожоги: «Настроение населения гг. Ростова и Нахичевани-на-Дону нервное, тревожное. Общество устало. Животная мысль о насущном хлебе и дальнейшем существовании заглушает прежние порывы. ... Все ропщут на городские самоуправления, а вместе с тем недовольство распространяется на правительство... и возможно, что скоро настанет время, когда все эти недовольные элементы активно... выступят как на борьбу со спекуляцией, так, пожалуй, и на протесты, а может быть, и на выступления против государственной власти».
Прав был ротмистр Пожога, в 1917-ом году, после революции Ростов оказался в самом центре яростных боев за Советскую власть. «Тачанка-ростовчанка» помчалась по Донским степям.
Описание драматичных событий Гражданской войны не входит в задачи нашей работы, но следует все же упомянуть, что ярко выраженный частно-собственнический характер жизни и деятельности жителей Ростова, Нахичевани и окружающих казацких станиц, полностью противоречил идеям наступающей Советской власти.
Трагедия «Тихого Дона» захватила ростовскую землю.
С наступлением новых советских времен и с первых пятилеток начался период индустриализации. Ростову была выделена роль флагмана сельскохозяйственного машиностроения. Здания Ростсельмаша начали строиться на окраине Ростова.
28 декабря 1928 вышло Постановление комиссии ВЦИК СССР «Об объединении городов Ростова и Нахичевани-на-Дону в один город Ростов-на-Дону», после чего город Нахичевань-на-Дону стал Пролетарским районом города Ростова-на-Дону.
В июне 1929 г. вошли в эксплуатацию первые 5 цехов «Ростсельмаша». А к середине 1930 г. строительство завода-гиганта было, в основном, завершено. Рядом с заводом поднялся значительный по площади и населению жилой массив с многочисленными культурными и бытовыми учреждениями, в том числе и первый Дворец культуры завода, разрушенный во время Великой Отечественной войны.
Наряду с «Ростсельмашем», вступает в строй завод «Труболит» в поселке Нижне-Гниловском. Активно развивается завод «Красный Аксай». В 1932 г. завершилось строительство Артем-ГРЭС в городе Шахты, обеспечивавшей электроэнергией и Ростов. Планом второй пятилетки намечалось дальнейшее развитее Ростова по пути индустриализации. Проектировалось строительство Ростовского автосборочного завода. Его построили к 1939 году, но вскоре, выпустив около тысячи штук первых автомобилей, завод был переориентирован на производство военных самолетов.
В ноябре 1935 г. на бывшем пустыре, когда-то служившем границей между Ростовом и Нахичеванью, было завершено строительство великолепного здания Ростовского драматического театра имени М. Горького с залом на 2200 мест. Театр был построен в виде гигантского трактора – символа эпохи индустриализации.
В Ростове, как и во всей стране в этот короткий период между революцией и войной расцветала архитектура конструктивизма и все здания ему присущие: жилые гиганты с обслуживанием, дома–коммуны, институты, гостиницы. В Ростове работали Щуко, Гельфрейх, Голосовы, Ребайн, Эберг, Чалкушьян. Многое сохранилось и это одна из уникальных историй в жизни города, известная на весь мир.
По данным переписи, в 1939 г. в Ростове проживало уже 510 тысяч человек. За 20 лет население Ростова увеличилось более чем в два раза. В целом территория Ростова к 1940 году увеличилась более чем в два раза. А в 1941 году началась война.
Немецкие войска занимали Ростов дважды: осенью 1941 года и летом 1942 года. Освобожден Ростов был 14 февраля 1943-его года.
Война нанесла городу большой ущерб: Ростов-на-Дону вошёл в число десяти наиболее пострадавших от войны городов России. Оккупантами было уничтожено более 40 тысяч человек, по некоторым данным, 53 тысячи ростовчан было угнано в Германию на принудительные работы. В ходе второй оккупации имели место массовые убийства евреев. Местом массового уничтожения стала Змиёвская балка на окраине города, где оккупанты расстреляли и умертвили другими способами около 27 тысяч человек.
В городе в ходе боевых действий было уничтожено около 12 тыс. домов.
В 1952-ом году началась эксплуатация Волго-Балта, водной системы, которая позволяла непрерывным водным маршрутом перемещать грузы с Балтики до Черного моря.
Реализовалась многовековая мечта российских жителей – непрерывный водный путь, без волоков и пересечений, без перегрузов, свободное плавное движение на открытой воде, в теплое время года.
«Вступивший в эксплуатацию с 1952 г. Волго-Донской водный путь стал завершающим звеном в едином плане реконструкции и строительства судоходных путей Европейской части СССР В стройную систему объединены теперь с помощью рек и каналов Белое, Балтийское, Каспийское, Азовское и Черное моря. Осуществлена поставленная Коммунистической партией Советского Союза и Советским правительством задача соединения всех морей Европейской части Союза в единую воднотранспортную систему».
Шестидесятые, семидесятые и восьмидесятые годы стали периодом интенсивного роста города. Наряду с «Ростсельмашем», активно развивались и другие предприятия. Особенно заметно росли заводы военно-промышленного комплекса, среди которых следует отметить вертолетный (бывший авиационный) завод и группу приборостроительных предприятий.
«В ходе реализации генерального плана восстановления и реконструкции Ростова ряд крупных проектов так и не удалось претворить в жизнь (как отмечают архитекторы, ни один из генпланов не был реализован на 100%). Так, два проекта были перенесены в генплан 1971– 2001 гг., а из него уже «перекочевали» в современный документ».
Город активно застраивался и жилыми домами, с 60-ых годов ставшими типовыми. Периферийные районы города стали «спальными», решались задачи социальной инфраструктуры, но оставались проблемы по реконструкции центральных районов, по прокладке дорог, и, конечно, по больному месту Ростова-на-Дону.
С 1970-ого года разными организациями проектировались линии Ростовского метрополитена, проекты останавливались, возобновлялись, опять восстанавливались. Сегодня метрополитена нет, хотя на всех планах присутствуют проектируемые станции.
Как и во многих городах на территории бывшего Советского Союза, максимальный объем жилищного строительства в Ростове пришелся на 60-80-ые года.
В новое время Ростов-на-Дону получил новый Генеральный план в 2007-ом году, выполненный в Санкт-Петербурге Российским институтом урбанистики, ныне фактически прекратившем свое существование.
В концепцию генерального плана были заложены идеи самостоятельного, правильнее сказать, самодостаточного развития города Ростова. На фоне снижающегося населения предлагалось развивать город в сложившихся границах, без прилегающих поселков и городских образований – спутников, за счет реконструкции промышленных территорий и вывода за пределы города некоторых промпредприятий, реконструкции ветхого фонда и перевода садо- во-огородных товариществ в жилой фонд с обустройством необходимой инфраструктурой. Перспективное распределение мест приложения труда предполагалось в пропорциях 60% – услуги, 40% – в промышленности, в то время, как в 2001 году пропорция была обратная.
Ростову предлагалось развиваться так же, как и 120 лет назад – за счет торговли и перераспределения товаров.
Строительство метрополитена предлагалось отнести на период за 2015-ым годом, вынос за городскую черту аэропорта – тоже, а предлагалось построить второй железнодорожный вокзал на востоке города и новую линию скоростного городского трамвая.
В Генплане выделены новые территории для жилищного строительства – Левенцовский и Кумженский районы.
Левенцовка активно застраивается, а против строительства в Кумженском районе у ростовчан есть серьезные сомнения.
«Как предусмотрено генеральным планом развития Ростова, по соседству с Левенцовским районом, южнее к Дону, должен быть возведен Кумженский. На сегодняшний день работы не начались и, похоже, он так и останется массивом-призраком, нарисованным на бумаге. Причины этого следующие: для строительства Кумженского района Ростову придется произвести колоссальные затраты на берегоукрепительные работы. Инвестор сюда также не придет, поскольку инвестирование неминуемо отразится на стоимости периферийного жилья, а по соседству расположена дешевая Левенцовка... В случае строительства Кумженского района придется порубить Кумженскую рощу — часть легких Ростова. Вряд ли это позволят экологи. Технически крайне сложно обеспечить поставку на этот участок города коммунальных ресурсов. Столь большое количество районов в западной части Ростова повлечет дисбаланс в расселении ростовчан. В результате такой дисгармонии, например, окончательно станет транспорт на пр. Стачки».
Жизнь, как всегда, оказалась намного сложнее и разнообразнее, чем все прогнозы.
Земли под новую застройку в Ростове действительно не хватает, и для пополнения земельного резерва используются «простейшие пути»: снос индивидуальной застройки и застройка «зеленых участков». Абсолютным шоком для жителей Ростова стал пожар, спаливший территорию индивидуальных жилых домов в районе Театрального спуска и получивший широкий всероссийский резонанс.
Аэропорт за пределами города был построен, вопреки мнению питерских урбанистов, к чемпионату мира по футболу и к нему же освоен большой участок «Лебердона» (левого берега Дона). В результате освобождены 350 га старого аэропорта под жилую застройку, на которую в ближайшее время будет, по–видимому, объявлен конкурс. Вертолетный завод выводится в Батайск, его строительство и последующее освоение земель завода на территории города – дело ближайших строительных перспектив Ростова – на – Дону.
Кстати, численность населения Ростова – на-Дону больше совпадает с прогнозами питерских урбанистов, чем с их оппонентами: начиная с 1998 года численность населения города постепенно падает.
«Сегодня Ростовстат подвёл итоги естественного движения населения за 2017 год. В 2017 году родилось 43614 младенцев, что на 5424 человека меньше, чем за предшествующий год. Уровень рождаемости снизился на 11,2 процента и составил 10,3 родившихся в расчете на 1000 населения, сообщили в ведомстве. Некоторые социологи считают, что мы имеем с совершенно беспрецедентной по масштабам демографической катастрофой, с которой России еще не приходилось сталкиваться. Спад рождаемости в 90-х был гораздо масштабнее, чем даже демографическая яма Второй мировой войны. Иными словами, число россиян, не родившихся в результате катастрофического спада рождаемости конца 80-х – начала 90-х, в несколько раз превышает число россиян, не родившихся в результате Второй мировой войны...».
Один аргумент ростовских архитекторов, критикующих генеральный план 2007 года, представляется очень веским: невозможно планировать развитие Ростова без планирования всей системы расселения в районе устья Дона.
На Народной карте Яндекс с подключением GPS-треков видны наиболее нагруженные участки движения в Ростове -на-Дону.
Это, конечно, центр города, западная часть, в сторону Левенцовки, где уже построено и активно строится новое многоэтажное жилье и резко выросла плотность населения, северные кварталы вдоль проспекта Королева, также застроенные многоэтажным жильем. На плане Ростове наглядно видно, как увеличивается нагрузка на городские магистрали там, где увеличивается этажность и, соответственно, плотность проживания.
Также видно, как близко подходит Батайск к ростовской границе. Связь Ростова с Батайском осуществляется через главный Ворошиловский проспект и для многих работающих в Ростове Батайск является основным местом проживания.
Это возвращает нас к вопросу агломерации, частью которой издревле является Ростов.
«В систему водного транспорта входит 5 портов: Ростовский, Азовский морской, Таганрогский морской, Волгодонский и Усть-Донецкий, связывающие регион с пятью морями, более 20 предприятий – судовладельцев, судоремонтные предприятия и транспортно-экспедиционные компании. Базовыми портами региона, имеющими статус международных, являются: Таганрогский торговый морской порт, Азовский морской порт и Ростовский речной порт. Таганрогский и Азовский порты работают в режиме круглогодичной навигации. Морские и речные порты Ростовской области позволяют обслуживать суда типа «ре- ка-море» грузоподъемностью до 5 тыс. тонн, район плаванья которых простирается до Гибралтара. По территории области проходят магистральные железные дороги, связывающие центральные и западные районы страны, Сибирь с южным регионом. Протяженность железнодорожных путей составляет около 3,3 тыс. км».
По общему объему инвестиций Ростовская область сегодня занимает 15 место по России, а по данным Агентства по привлечению инвестиций – 19 место. Чемпионат мира по футболу 2018 года оказал существенное влияние на жизнь города. И стадион на левом берегу Дона, и аэропорт «Платов» – все это результат крупного федерального проекта на территории Ростова-на-Дону. Серьезный стимул для развития получила гостиничная инфраструктура, ресторанный бизнес, экскурсионное обслуживание, транспортное обеспечение.
Ростов постарался максимально полно использовать возможности прибытия большого количества гостей. Торговые традиции, умение показать «товар лицом» никогда не умирали в Ростове. Стоит напомнить, что Ростовская область сегодня входит в десятку лучших регионов РФ по объемам экспорта — причем не сырьевого или энергетического. Как и в древние времена, важной долей экспорта остается агропродукция, но есть и сельхозмашиностроение, вертолето- и самолетостроение, химическая, текстильная промышленность .
Сегодня Ростов активно модернизирует терминальные комплексы во всех портах Дона и Азовского моря.
История города Ростова-на-Дону дает нам возможность сделать следующие основные выводы:
✔ Главной причиной городского образования Ростов стала необходимость организации защиты границ страны и обеспечения легальной приграничной торговли. Основой роста поселения стала Темерницкая таможня, основанная в 1749-ом году.
✔ Ростов и Нахичевань, размещенные на высоком берегу Дона, были продолжением функций морского порта, выполняемых Азовом и Таганрогом, «въезда» в стану со стороны Черного моря, и долгое время служили пунктом перемещения грузов с речных судов на морские.
✔ Планировочная структура исторического центра города, сформированная в эпоху «имперских регулярных планов», имеет строгую прямоугольную сетку улиц, с разными параметрами в частях ростовской и нахичеванской. В целом, преодоление двухчастной структуры города, вернее, превращение двух соседних городов в единый организм, заняло не менее полутора веков.
✔ «Торговый город» Ростов-на-Дону – это, несмотря на впечатляющий уровень индустриализации, первоначальная и главная характеристика растущего Ростова. Снижение потоков товаров через ростовские порты и железнодорожные узлы ощутимо снижают уровень доходов города и показатели городского роста.
✔ Промышленность, как и в других городах, имеет двоякое влияние на городское развитие: потребность в промышленных помещениях, складах, работниках и их жилье, энергии, сырье, потребляет водные ресурсы и вызвает территориальный рост, и, одновременно, уничтожает природу, загрязняет питьевые источники, разделяет и загрязняет городские земли и становится непреодолимым препятствием для пешеходов и транспорта. Когда производимый товар перестает быть востребован, по любым причинам, производственные мощности начинают «проедать» ресурсы на свое содержание, очень быстро разоряя владельца и оставляя безработными бывших рабочих. В Ростове небольшие производства, выживавшие в советские времена, сегодня давно выведены из города и на их месте выстроены, в основном, жилые дома, дефицит которых остро ощущает Ростов. Это общие тенденции пост индустриальных городов, когда промышленность уступает место городской жизни, основными видами деятельности которой становятся взаимные услуги горожан =. Именно эту тенденцию закладывали в свою версию Генерального плана Ростова –на-Дону питерские урбанисты в 2007-ом году.
✔ Ростов-на-Дону является частью системы морких и речных портов, а также железнодорожным узлом «на входе» в Российскую Федерацию со стороны Азовского моря и «на входе» в Кавказ. Все системы связей сошлись в этом городе: водная речная, ставшая к 1952-ому году, наконец, единой, непрерывной для всей России, железнодорожная, автомобильная, воздушная и морская. Глобальные торговые пути проходят через город Ростов-н- Дону, обеспечивая ему все условия для развития и процветания. Снижение численности населения Ростова – это загадка, которую необходимо изучить подробнее. Снижение показателей естественного прироста не является в данном случае определяющим, так как в мегаполисах рост численности населения практически всегда идет за счет искусственного прироста, миграций.