новосибирск

крупнейший город

Датой основания Новосибирска считается закладка моста через реку Обь при строительстве Транссибирской магистрали. Она состоялась 20 июля 1893-его года. Новосибирск – новый город, ему сейчас всего 127 лет. Это единственный пример на территории России, когда такой молодой город за такой исторически короткий срок стал миллионником.

Задача изучения Новосибирска облегчается наличием огромного количества документов, фотографий, свидетельств очевидцев и других материалов, которых нам так не хватает при изучении, например, Смоленска или Новгорода.

Вот, например, карта трассировки Транссибирской железнодорожной магистрали:

Город почти не имел промышленности, за исключением завода «Труд», выпускающего запасные части к сельскохозяйственным и перерабатывающим машинам (мельницы, маслозаводы и т. п.). Главным занятием жителей была торговля и мукомольное производство.

Советская власть в Новосибирске победила не сразу, город переходил из рук в руки, но к 20-ому году гражданская война утихла, в городе проводятся выборы и Советская власть утверждается.

Проект планировки г. Новосибирска. 1927 г.

Уже в 1927-ом году план развития города, разработанный под руководством Бориса Коршунова, напоминает очертаниями знаменитую «бабочку» Новосибирска, с раскрытыми «крыльями» – вылетными магистралями, для формирования «на вырост». Эта тенденция – проектирование растущего города, закрепляется в советском градостроительстве на долгие годы и активно используется до сих пор.

«Схема очень точно задавала масштаб территории и численность населения города. Документ впервые рассматривал развитие города как двухбережного, в то время как все предыдущие планы, в основном, останавливались на правом берегу...»

Из истории новосибирских генпланов

Блестящие идеи профессора Коршунова казались тогда абсолютно нереалистичными. Средств на создание огромного города с многочисленными связями и мостами через Обь, со сложной структурой, вынесенными за пределы городской черты промышленными предприятиями и городами-садами для рабочих, явно не хватало. Решение в 1930-ом году было принято следующее: организуется всего 3 города – правобережный город, левобережный город и город у нового железнодорожного моста на основе крупного Инского узла.

«Планировочная структура левобережного Новосибирска как самостоятельного «соцгорода» никак не согласовывалась с правобережной частью, а строилась на основе прямоугольно-диагональной системы укрупненных кварталов площадью 20—30 га, прорезанных широкими, зелеными полосами. ..Прямоугольно-диагональная сетка улиц и их трассировка по осям север — юг и запад — восток была продиктована необходимостью защиты от юго-западных ветров и организации связи с промышленным районом, портом, вокзалом и населенными пунктами вверх по Оби... За основную структурную единицу селитебной территории, были приняты жилые комбинаты с центрами первичного обслуживания на 500—1000 жителей. В зеленые полосы выносились школы...»

http://nsk.novosibdom.ru/node/2679
Начало магистрали – Новосибирск, окончание – Ашхабад и Кушка. Строительство началось в 1927-ом году и закончилось в 1930-ом.

Планировка левобережья в Новосибирске бригадой проектировщиков под руководством архитекторов Д. Е. Бабенкова, А. В. Власова и Н. X. Полякова (бригада ВОПРА) явилась определенным достижением советской градостроительной науки и практики и как пример социально-экономической и бытовой организации города социалистического типа вошла в мировую теорию градостроительства.

Постепенно роль Новосибирска в общей системе новой индустриальной страны определялась все более четко. Новосибирск стал крупнейшим в Сибири распределительным и сортировочным узлом, и основной транспортно-распределительной связью между западной Сибирью и Средней Азией. В 1935-ом году в институте Гипрогор был разработан Генеральный проект планировки Новосибирска сроком на 20 лет, до 1955-ого года.

Транссиб – важнейшая часть «работы» Новосибирска – был проложен вдоль правого берега Оби. Когда обсуждались идеи развития города, этот путь считался временным: уже тогда градостроители понимали, что железная дорога отрежет город от реки и лишит его массы архитектурно-пространственных возможностей, но…как известно, «нет ничего более постоянного, чем временные сооружения». Железные дороги и по сей день режут тело города в разных направлениях и отрезают правый берег от реки. На плане 1940-ого года отчетливо видно, как проходили железные дороги, и как, постепенно, разрастался город.

План г. Новосибирск. 1940 г.

Главными стройками того времени как в Новосибирске, так и во всей стране были промышленные сооружения. Строились заводы «Сибмашстрой» на правом берегу и «Сибсельмаш» на левом, развивались лесопильные, мельнично-элеваторные комбинаты, строилась кинофабрика. Но города как такового в 1935-ом году еще не было: капитальных зданий и сооружений был только 1%, в основном застройка представляла собой деревянные бараки, построенные на скорую руку. В 1931-ом году население города составляло 180 тысяч человек, а к 1940-ому году в городе проживало уже 400 тысяч, и суммарный объем капитальных жилых домов, возведенных в период с 1930-ого по 1939-ый год, составил 400 тысяч кв. метров.

А в 1941 году разразилась война.

В город стали прибывать эвакуированные люди из центральной России, а из Новосибирска отправлялись на фронт молодые мужчины, многим из которых не суждено было вернуться домой.

Было эвакуировано большое количество предприятий, многие из которых дали начало образования целым жилым поселениям. Все предприятия были переоборудованы под выпуск продукции для обороны страны. Сибсельмаш, например, (левый берег) стал крупнейшим предприятием страны по выпуску артиллерийских снарядов, мин, торпед, патронов и взрывчатки. В Сибмашстрой были эвакуированы сразу несколько заводов, которые уже к концу 1941-ого года начали выпускать истребители Як-7, а за 1942-ой год их было выпущено уже 2211 штук. При заводе Чкалова был открыт филиал Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). Им руководил выдающийся механик и математик академик Чаплыгин С. А. Это было начало формирования крупного научно –исследовательского центра в Новосибирске. В 1943-ем году был открыт Западно-Сибирский филиал Академии наук СССР и в этом же году город отметил свое 50-летие, младенческий возраст для города.

В Новосибирск были эвакуированы также театры из Ленинграда, Москвы, Минска, Киева, музеи, в том числе экспонаты Третьяковской галереи, Эрмитажа.

Во время войны был построен понтонный мост, соединяющий два берега города, и облегчающий взаимодействие предприятий и перемещение людей и грузов, хотя часовые пояса на левом и правом берегу были разные. Тем не менее, функционирование города, жизнь населения заставляла город объединяться, вопреки всем административным решениям.

Эвакуация сильно увеличила население города, с 450 до 600 тысяч человек, новые переведенные предприятия существенно повлияли на «специализацию» города, и Новосибирск получил статус «режимной местности I категории», т. е. был закрыт для посещения иностранцами, и сохранял его до 1966 года.

Послевоенное восстановление требовало срочного и жилого, и промышленного строительства. И оно осуществлялось, фактически без генерального плана. Идея с «тремя разными городами» не работала, военная мобилизация это наглядно продемонстрировала.

Надо было планировать «большой город», численность населения которого «переваливала» за полмиллиона. Только к 1952-ому году появился Генеральный план, разработанный архитектурно-планировочной мастерской Горпроекта.

«Градостроительная ситуация, которая принималась за исходные позиции составления генерального плана, была чрезвычайно сложна, в ней четко выявилась расчлененная планировочная структура... Транспортные связи между районами были затруднены, так как их разделяли не только значительные расстояния, измеряемые многими километрами, но и природные препятствия: реки и их широкие долины, глубокие овраги, а также развитая сеть железных дорог и их различных сооружений и станций... В период составления генерального плана, в Новосибирске велось строение двух крупнейших инженерных сооружений, коренным образом изменивших его ситуационную основу. Одно из них — гидроэлектростанция на Оби — было включено в пятилетний план развития народного хозяйства Новосибирской области. Другое важнейшее инженерное сооружение того времени — коммунальный мост через Обь... До конца 50-ых годов план утвержден не был.»

http://nsk.novosibdom. ru/node/2318

Первый утвержденный в Совете Министров РСФСР Генеральный план Новосибирска появился 30 апреля 1968-ого года.

В плане градостроители постарались преодолеть все «родовые пятна» города: узел железнодорожный путей, чересполосица жилья и промтерриторий, овраги и водоохранные зоны рек, тяжелая транспортная ситуация, нехватка связей через Обь, 82% малоэтажной застройки, из которой меньше половины было обеспечено инженерной инфраструктурой, недопустимое санитарное состояние городских территорий и акваторий.

В 1956-ом году Совет министров СССР принял решение, по которому в Новосибирске было запрещено строить градообразующие предприятия. Но процесс роста был уже запущен, и остановить его было, видимо, невозможно.

«За десять лет (с 1955 по 1965 г.) его население возросло более чем в 1,5 раза и продолжало возрастать. Кроме того, приходилось учитывать, что в Новосибирске сложились все условия для развития высших и средних специальных учебных заведений, научно-исследовательских и проектно-конструкторских институтов и организаций и опытных производств. В годы проектирования генерального плана, научно-технический профиль города стал вторым по величине (после промышленности) градообразующим фактором, увеличивающим численность населения»

http://nsk.novosibdom.ru/node/2320
План г. Новосибирска. 1955 г.
План г. Новосибирска. 1975 г.

Некоторые документы советского периода, 50-ых-70-ых годов по градостроительному проектированию оказываются закрытыми, т. к. в то время все картографические материалы имели высокий уровень секретности и выпускались в печать только в искаженном виде.

Тем не менее, и в открытых, так называемых, «киосковых» картах 1955 и 1975 годов, приведенных в работе, видны постепенно увеличивающиеся за 20 лет «габариты» города.

Типовое индустриальное домостроение, призванное решить, наконец, «квартирный вопрос», должно было широко развернуться в Новосибирске, и для него начали высвобождать площадки, в том числе ветхого жилья. Вывод вредных предприятий, задуманный в Генеральном плане, осуществлен не был, поэтому новое строительство велось на свободных участках и на территориях ветхого жилья, которое постепенно стиралось с лица города.

Транспортные проблемы и разделители в виде железных дорог тоже никуда не исчезли, поэтому в Генеральном плане было предусмотрено строительство метрополитена. Не сразу, но к 1979 году строительство началось.

В результате активного роста жилой застройки потребовалось пересмотреть весь план застройки общегородского центра города, который начал активно расти в северном направлении.

Уже в 1976-ом году началась подготовка к разработке нового Генерального плана. Индустриальное домостроение требовало новых земель для жилого строительства, которые были заняты сельскохозяйственными площадками и останавливали разрастание города. Градостроители попытались обосновать необходимость включения промышленных территорий в городское общественное пространство, формирование своеобразного городского центра.

«...Предлагалось создать в промышленных зонах крупные общественные центры. Сотрудники НИИ гигиены разработали обоснование комплекса мероприятий по охране и оздоровлению окружающей среды города. В основу комплекса положены исследования состояния водоемов, воздушной среды, шумового режима автомагистралей. Впервые в истории создания генеральных планов города Новосибирска, проблема реконструкции сложившихся районов связывалась с задачей сохранения всей историко-культурной среды Центрального района города. Город Новосибирск, возникший менее ста лет назад, никто не относил к разряду исторических городов, и проблема охраны памятников ранее никогда не поднималась в градостроительном аспекте».

http://nsk.novosibdom.ru/node/2863

В 1985-ом году Генеральный план Новосибирска был завершен. Это был полноценный, продуманный и аналитически-точный документ, но он опоздал, времена начали стремительно меняться.

Градостроительная наука советского периода активно боролась с «расползанием» крупных городов, на страже городской стабильности был и институт прописки, сдерживающий миграцию. Именно поэтому, основной прирост населения и в Новосибирске, и в Москве, и в других крупных городах всегда шел за счет промышленных предприятий, нуждающихся в кадрах: по ним существовали «лимиты» въезда в город будущих работников, что и дало в то время этим новоиспеченным горожанам презрительное прозвище «лимита». Постепенно люди с предприятий увольнялись, а город не покидали. То же самое происходило и со студентами.

И даже с учетом всех этих реалий советского времени, беспрецедентный рост населения Новосибирска за все время его существования на карте – это загадка, которая еще до конца не решена. Это единственный новый, основанный в середине 19-ого века, город России, выросший в «миллионник» и продолжающий свой рост сегодня.

На схеме роста территории Новосибирска, разработанной в Лаборатории обработки изображений Новосибирского научного центра Отделения математики РАН, подробно видны все «годовые кольца» города. Самое начало его развития, совместно с мостом через Обь, разрастание по правому берегу и осторожный переход на левый берег, бурный промышленный рост левобережной части в 1930-ые, рост периферийных жилых кварталов в эпоху типового домостроения 60-70-ых и новое экстерриториальное развитие до 2000 года.

Новое время, с начала 21-ого века, характеризуется ростом плотности городских образований, интенсификацией использования существующих территорий.

По материалам Генерального плана 2008 года, приведенным в данной работе, мы можем судить о том, насколько удалось градостроительными методами «исправить» сложную картину планировочной структуры города.

Схема промышленных территорий Новосибирска
Народная карта Яндекса с фиксацией GPS-треков

На схеме промышленных территорий, обозначенных серым цветом, видно, какую большую долю они занимают в пространстве города и перемешаны эти пространства с жилой застройкой.

На схеме водоохранных зон видны «коридоры» рек, являющиеся естественными разделителями планировочной структуры.

Карта-схема границ территории преимущественного развития до 2015 года (с обозначением планировочных осей и узлов)

На схеме «преимущественного развития» до 2015 года мы видим, что основные приоритеты застройщиков лежат в центральной части города, а все зоны периферийной застройки отложены на среднесрочную и дальнюю перспективы.

Очевидно также, что в городе обеспечены связи между левым и правым берегом, что город вышел к «Обскому морю» одной из самых интересных и знаменитых своих площадок – территорией Академгородка.

Одновременно, на народной карте Яндекса с фиксацией GPS-треков, мы видим, что наиболее загруженными являются промышленные территории и левого, и правого берегов, что говорит об активной работе промпредприятий, проспекты средней части правого берега и зона бывшего Новониколаевска, а также территория Академгородка.

И видим также, что самый центральный Красный проспект, с направления оси которого развивался и город, и все его Генпланы, перерезается железной дорогой, Транссибирской магистралью, с прокладки которой и начался рост городского поселения. На мой взгляд, очень символично!

Важнейшим местом в городе Новосибирск является Академгородок. К планировочной структуре города он скорее не относится, так как расположен в южной части города, на берегу «Обского моря», и отделен от города лесным массивом.

«Академгородок был основан в 1957 году по инициативе академиков Михаила Алексеевича Лаврентьева (1900—1980), Сергея Львовича Соболева (1908—1989) и Сергея Алексеевича Христиановича (1908— 2000). Решение о создании Академгородка содержалось в постановлении правительства СССР, принятом 18 мая 1957 года. Строительство началось в 1958 году. В Академгородке были построены ещё свыше 20 институтов, жилые районы и Новосибирский государственный университет, занятия в котором начались 28 сентября 1959 года»

Википедия

Кроме важнейшего научного значения Новосибирский Академгородок дает пример правильной организации пространства университетского кампуса нового типа, того, что теперь во всем мире называется исследовательским университетом. В таком кампусе функции научных, лабораторных исследований, экспериментальных производств, процессов обучения и проживания, а также пространства спортивных и культурных событий объединены вместе, для создания кумулятивного эффекта, великолепно работающего в наиболее крупных и известных научных центрах мира. Именно такой кампус был создан и успешно работал в Новосибирске в 50-70-ых годах прошлого века.

Интересно, что даже в Академгородке, планировка которого явно предполагала комфортное, экологически чистое и гуманно организованное городское пространство, не удалось избежать заложенных в 30-ых годах, когда-то «временных и технических», инфраструктурных нагрузок: железная дорога отделяет городок от «большой воды «Обского водохранилища».

Какие же задачи ставит перед собой новый генеральный план, со сроком действия до 2030-ого года?

В основных направлениях территориального планирования города Новосибирска указаны задачи охраны окружающей среды и экологической безопасности, и эта проблема очевидна для каждого жителя города. Красный цвет – высоко опасная экологическая обстановка, покрывает почти всю густонаселенную часть города.

Предусматривается также «вынос всех предприятий и коммунальных объектов с территории исторического центра города», а также «реорганизации территорий существующих промышленных зон, состояние которых не соответствует экологическим, санитарно-гигиеническим и градостроительным требованиям».

Во всех пост советских и постиндустриальных городах есть проблема реорганизации промышленных зон. В Новосибирске она актуальна, как нигде, так как, с самого начала формирования города, не было реального регулирования промышленного строительства, скорее наоборот, промышленное строительство послужило причиной «побочного эффекта» – растущего с небывалой скоростью города.

В «направлениях территориального развития» указаны также целевые параметры по жилищному строительству, например достижение уровня средней жилищной обеспеченности 28-30 кв. метров на человека к 2030-ому году.

Надо сказать, что по вводу жилья Новосибирск с 2008-ого года ставил рекорды, абсолютный рекорд был установлен в 2015 году — тогда в городе было введено 1,738 миллиона квадратных метров жилой недвижимости.

Генеральный план с прогнозом до 2030 г.

Сейчас темпы замедлились, и в этом есть положительный момент: есть время внимательно осмотреться и понять, как двигаться дальше, какие риски следует предусмотреть и какие ошибки можно исправить.

Сводная статистика по годам постройки, площади и количеству зарегистрированных жителей в жилом фонде

Проблема развития города Новосибирска на современном этапе тесно связана с проблемами развития Новосибирской агломерации в целом. Формат работы не позволит нам углубиться в подробности характеристик агломерационного развития, но в будущем мы планируем раскрытие этой темы в более полном виде (см. Заключение).

Само городское образование Новосибирск – результат прокладки грандиозного коридора «Транссиб» и важнейшей среднеазиатской ветки «Турксиб». Вся внутренняя динамика города связана с пересечением торговых потоков и перемещением грузов. Знаменитая картинка изохрон доступности центра Новосибирской агломерации позволяет увидеть, как широко распространяются ежедневные перемещения вблизи мегаполиса и показывают наиболее востребованные оси территориального развития.

Изохроны по основным направлениям движения в Новосибирск
Карта доступности центра Новосибирской агломерации
Выводы

✔ Основой образования города Новосибирск явились новые по тем временам виды перемещений грузов и людей – железные дороги Транссибирская и Туркестано-сибирская магистрали, на узловых станциях которых, собственно, и выросли поселки, которые постепенно были соединены в город.

✔ Главной осью города является река Обь, по обе стороны которой развивается город. Новым в городском природном окружении стало Обское водохранилище, вплотную подошедшее к городу с юга.

✔ Вся планировочная структура города подчинена трем факторам: река Обь и мосты, ее преодолевающие, железные дорогие, разрезающие город на отдельные части, и малые реки и овраги, служащие препятствием для застройки, прокладки дорог и любого другого освоения. Решение о создании трех городов, скорее всего было внужденной формальностью, позволившей не перестраивать существующие железные дороги и не строить дополнительные мосты, необходимые для функционирования единого города.

✔ Важным фактором направления развития города послужили первоначальные планы развития города: схемы Коршунова, основанные на существующей структуре поселка, знании рельефа города, характере течения реки Обь, направлении железнодорожных путей и других факторах, оказались великолепным предвидением. Сегодняшний план Новосибирска продолжает напоминать летящую бабочку, нарисованную Коршуновым в 1930-ом году.

✔ Промышленность Новосибирска, выросшая и окрепшая в годы войны, до сих пор играет важную роль в жизни города и формирует большой процент связей и активностей города. При этом большое количество малоэффективных предприятий продолжает отбирать у города бесценные центральные участки. Что отражено в материалах Генерального плана. Это проблемы общие для постиндустриальных городов и постепенно живой город их решает.

✔ Проблема типового жилья в Новосибирске, конечно, есть, но его процент ниже, чем в других городах страны, так как Новосибирск застраивался очень активно в новое время, начиная с 1990-ых годов.

В Новосибирске до сих пор существует проблема малоэтажного ветхого жилого фонда, свойственная скорее малым городам средней части центральной России, решение которой является жизненно важным для комфортного существования жителей.

✔ Рост Новосибирска, который не удалось остановить ни специальными постановлениями, ни сменой формаций, ни мировым кризисом, заслуживает специального, более подробного исследования, которое мы планируем в рамках дальнейшей работы. Но, в любом случае, этот рост не противоречит, а скорее подтверждает ту идею, что чем больше глобальных межрегиональных связей пересекает городское пространство, тем выше вероятность роста городского поселения.

✔ Одной из важнейших точек роста города, безусловно, явился Академгородок, привлекший в город ученых, студентов и все виды деятельности, сопровождающие крупный научно-экспериментальный комплекс.

Карта-схема свободных территорий для размещений объектов капитального строительство местного значения на период до 2030 г