Казань

крупнейший город

1502 г.
1552 г.
XVI-XVIII вв.
1768 г.
1848 г.
1879 г.
1914 г.
1927 г.
1935 г.
1936 г.
1942 г.
1950 г.
1957 г.
1965 г.
Действующий генплан

«Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы... Во всем видно, что Казань — столица большого царства».

Екатерина II, 29мая 1767года

Древнейшая Казань, по мнению современных историков, возникла в начале X века как укрепленная булгарская крепость и располагалась на северо-восточной оконечности кремлевского холма – вершине мыса, образованного террасой левых берегов Волги и Казанки.

Казань стала частью огромной территории, завоеванной Чингисханом за 25 лет в период между 1202 и 1227 годом и оставшейся подконтрольной остаткам империи Чингисхана на два с половиной века после его смерти. Булгария, расположенная на территориях вблизи Волги и Камы, была завоевана и разгромлена в 1236 году. Со временем именно там сформировалась Золотая Орда – Улус Джучи, которая 250 лет собирала дань с русских княжеств и контролировала обширные земли юго-востока и востока Европы.

Казань занимала удачное место на берегах реки Казанки, с близким выходом на Волгу, на главный торговый путь «в персы» и «в варяги». Государство богатело и развивалось. Постепенно, как и во всех империях, местные ханы стали ощущать свою независимость от центральной власти, начались междоусобные войны и постепенный распад. Крупнейшими ханствами, оставшимися от империи Чингисхана, стали Крымское, Казанское и Астраханское царства.

В истории Золотой Орды отдельной страницей вписана война Тамерлана с Тохтамышем (1391–1395 годы), закончившаяся разгромом последнего.

«Северная ветвь Великого шелкового пути перестала приносить доходы Тохтамышу. Караваны двинулись по южному маршруту через территорию Тимура, и богатство, которое ранее поступало к Тохтамышу, оседало теперь в казне Тимура. Тохтамыш остался в разоренной и нищей стране и вскоре потерял престол».

Приблизительно с этого же времени борьба русских княжеств с зависимостью от Золотой Орды становится осмысленной и эффективной (Куликовская битва – 1380 год), а также начинается формирование нового единого российского государства и централизация власти под эгидой Москвы. Угасание власти Золотой Орды и усиление Москвы привело к завоеванию Казани и Астрахани в середине XVI века.

Существование Казанского ханства историками определяется периодом с 1445 по 1552 год, то есть около 110 лет. Ханская Казань представляла собой крупный торговый и ремесленный средневековый город с высоким уровнем развития культуры и просвещения, в котором мирно сосуществовали представители различных народов и религий.

«В городе жили ремесленники: металлурги, кузнецы, плотники, каменщики, кожевенники, ювелиры, гончары и др. Особое положение в государстве занимали зодчие, с творчеством которых связано великолепие города Казани. Многочисленные минареты каменных и деревянных мечетей словно подпирали небо; вокруг них располагались роскошные дворцы властителей государства».

И Казанское, и Астраханское царства теряют свою независимость в 1552 году при завоевании этих земель войсками Ивана IV Грозного, присоединившего оба ханства к России.

«Эта победа … открывала путь в Персию и возможность чрезвычайно выгодной торговли для России. Восточные товары ценились не только в Москве, а Москва могла перепродавать их на Запад с успехом и большой выгодой для себя. А главное, колонизовались по Волге все земли черемисов, мордвы и т. д., а также создавались условия для начала русской колонизации на восток, в сторону Сибири. Таким образом, закладывался фундамент для продвижения русских в сторону Тихого океана, и в XVI–XVII веках это продвижение будет все усиливаться».

Воробьев М. Н. «Русская история», часть 1, Москва,1999год

1552 год. Осада Казани.

После падения ханства Казань начинает перестраиваться. К 1568 году был отстроен каменный кремль. Сегодня белокаменный Кремль включен в свод объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. У кремля до настоящего времени сохранились административные функции – в нем находятся резиденция президента Татарстана, его аппарат и канцелярия.

«Во второй половине XVI века Казань превращается в русский город. Татарам запрещено было селиться в пределах городских стен. Небольшое татарское поселение возникло на заболоченном месте за рекой Булак, на берегу озера Кабан, где возникает Старо-Татарская слобода. Сам город активно заселяется русскими переселенцами. В Кремле располагаются гарнизон из стрельцов и воеводские учреждения.

В XVII веке город стал развиваться экономически. Появляются первые мануфактуры. Расширяются торгово-ремесленные пригороды: Ямская, Татарская, Горшечная, Кирпичная, Красная слободы.

Казань стала центром губернии в 1708 году, когда по реформе Петра I Россия была разделена на ряд губерний. В XVIII веке город значительно изменился и стал делиться на три части: кремль, посад и слободы. К середине века в кремле были в основном каменные постройки. Здесь располагались губернаторская канцелярия, дом губернатора, собор, десять церквей и два монастыря (Спасский и Троицкий), дом архиерея, комендантский двор с караульнями, гауптвахтой и арсеналом. Казан- ский гарнизон насчитывал до пяти тысяч человек».

План города Казань, разработанный Комиссией Бецкого в 1768 году, в нашем исследовании размещен «вверх ногами» для соблюдения ориентации по сторонам света и для удобства сравнения с другими планами города. План приобрел «регулярство», характерное для екатерининских генеральных планов, и, в отличие от планов многих других российских городов, был почти полностью реализован.

В 1772 году при Екатерине для «удовлетворения Сибирского департамента пушечным и мушкетным порохом» было принято решение построить в Казани пороховой завод. В целях безопасности для завода было выбрано место за рекой Казанкой – в юго-западной, в то время совершенно пустынной части города. Завод расширялся, менял технологии и существует по сей день вместе с Пороховой слободой, сложившейся к середине XIX века. Соседство для города было полезное, но опасное. Крупнейшими за историю завода в XIX веке были взрывы в 1830 и 1884 годах. Разрушительный пожар, уничтоживший миллион снарядов и более десяти тысяч пулеметов в августе 1917 года, известен как «Казанская катастрофа». 24 марта 2017 года на Казанском государственном пороховом заводе произошел взрыв и возгорание 3-го цеха. Площадь возгорания составила 400 кв. м. Взрыв и огонь было видно со всех районов Казани.

Из русских царей в Казань с мирными визитами приезжали Петр I, Екатерина II, Павел I, Николай I и два Александра, II и III. Визит каж- дого из них серьезно повлиял на развитие города.

Петр I был первым царем, после Ивана Грозного посетившим Казань. Он бурно, в своем знаменитом стиле, отпраздновал в Казани 50-летие. Но при этом не забыл приказать учредить в городе адмиралтейство, несколько фабрик (суконную, овчарную и кожевенную), а также верфи для строительства судов. С петровского манифеста на татарском языке началась история печатной татарской книги.

В 1764 году Екатерина II прекратила насильственное крещение татар, казанского архиерея Луку Конашевича назвала «гонителем» и выдворила его в другую епархию. А годом раньше, в 1763-м, подписала указ, разрешающий купцам-татарам свободно торговать на всей территории Российской империи, то есть уравняла их в правах с русскими. Впоследствии императрицей был издан ряд указов, облегчающих вхождение мусульман в государственные общественные структуры.

Впервые после 1552 года, через 215 лет, в 1767 году была возведена первая каменная мечеть в Старо-Татарской слободе (ныне мечеть Марджани). В 1768 году была построена каменная Байская (ныне Апанаевская) мечеть.

Либеральная екатерининская эпоха принесла много положительного в социально-политическое бытие мусульман Российской империи и в жизнь города Казань.

Павел I дал Казани существенные суммы на городское строительство и подарил учебному заведению уникальное коллекционное библиотечное собрание, принадлежавшее князю Григорию Потемкину-Таврическому. Именно это собрание легло в основу научной библиотеки Казанского университета.

Все цари старались открывать в Казани учебные и просветительские заведения. Николай I прославился в Казани учреждением Родионовского института благородных девиц, Второй мужской гимназии, землемерного училища и Духовной академии, Александр I – открытием Императорского Казанского университета. Просветительская деятельность в Казани увенчалась блестящими результатами: так, одним из ректоров Казанского университета много лет был великий математик Николай Иванович Лобачевский.

Царь Александр III провел в Казань железную дорогу, как и во многие другие города Российской империи. В честь трехсотлетия династии Романовых был построен мост через Волгу у Зеленого Дола. Это было одно из крупнейших гидротехнических сооружений Европы.

XIX век ознаменован бурным ростом промышленности в Казани, так же как и во всей России. В 1985 году открылся свечной и мыловаренный завод Крестовниковых, работали кожевенные и ткацкие производства Алафузовых, расширялся крупнейший в России пороховой завод.

Казань была третьим по величине городом в России с населением 130 тысяч человек.

В целом в начале XX века центр Казани имела две выраженные части городской застройки, отражающие развитие двух главных городских национальных культур. В верхней части центра, на территории современного Вахитовского района, находилась русская часть исторической Казани, которая, в свою очередь, делилась на аристократическую и купеческую части, и рабочие окраины, зачастую лишенные благоустройства. На территории Приволжского и Бауманского районов располагались Старо-татарская и Ново-татарская слободы – места поселения рабочего и ремесленного татарского населения.

Революция прервала старый уклад жизни города, и началась новая, советская история Казани. Начало было трагическим: Казань жестоко пострадала в гражданскую войну, во время которой впервые в Российской империи Троцкий применил так называемую децимацию: приказывал расстреливать каждого десятого из состава красных частей, отступающих под натиском противника.

В 1920 году Казань стала столицей Татарской Автономной Советской Социалистической Республики. Индустриализация захватила Казань так же, как и всю остальную Россию. В годы первой пятилетки в Казани развернулось гигантское промышленное строительство: на берегу озера Средний Кабан за железнодорожной насыпью начали строить КазГРЭС (ТЭЦ-1), которая должна была обеспечить электроэнергией первые казанские новостройки; в 1932 году в селе Караваево началось строительство авиационного гиганта, весь район стали называть «Авиастрой», вскоре появился «Каучукстрой», а позднее – «Вагонстрой».

В первую пятилетку были сданы в эксплуатацию крупнейшее в стране меховое предприятие; валяльно-войлочная фабрика; механизированный хлебозавод; Казанский холодильник – самый мощный и наиболее технически оснащенный в России; фанерный завод № 3 в Зеленодольске; проложена железнодорожная ветка от Казани до поселка Дербышки. В 1932 году началось строительство завода синтетического каучука, фабрики кинопленки, мясокомбината, новых производств мехового комбината. Были реконструированы и расширены почти все старые промышленные предприятия. Преимущественное развитие получила легкая промышленность. Возрос удельный вес городского населения. Почти в 3,5 раза (до 82,5 тысячи человек) увеличилось число рабочих, занятых на предприятиях крупной промышленности. Рабочих-татар среди них было 29 тысяч. Общая численность промышленных рабочих составляла более 100 тысяч человек.

1927 год
1935 год
1936 год

Произошла ликвидация этнической сегрегации внутри города.

Документы свидетельствуют о постепенном размывании татарских слобод и равномерном расселении татарского населения. Увеличение населения города потребовало и пересмотра градостроительной политики. К 1940 угоду к Казани были присоединены окружающие поселки и рабочие поселения; в результате население города составило 400 тысяч человек.

Начались разработки в области новой архитектуры и нового социалистического градостроительства. Были представлены несколько теорий социалистического города: от идеи деурбанизации (жилых поселков вдоль транспортных связей) до нового города на левом берегу Казанки, который бы создавал новую, счастливую жизнь для советского человека, был бы никак не связан стилистически со старой Казанью и оставлял ее «умирать» без реконструкции и новых построек.

Генеральный план реконструкции Казани был утвержден правительством 19 июня 1941 года, за три дня до начала Великой Отечественной войны.

Казань сыграла важную роль в обеспечении Победы в войне. Уже 23 июля, через месяц после начала вторжения, в Казань начали прибывать эшелоны с эвакуированными. В годы войны в Казани работала треть всех научных институтов и научных сил Академии наук СССР. Всего Казань приняла более 266 тысяч человек. По приблизительным подсчетам, жилая обеспеченность во время войны не превышала 4 кв. м на человека.

Всего в Казань было эвакуировано 70 предприятий. Среди них была и Центральная кладовая Государственного банка СССР. В городе разместились Наркомфин СССР, Госбанк, Главное управление Воздушного флота, Центральная радиостанция РВ-84, а также были эвакуированы аппараты союзов писателей СССР, Белоруссии. Казань стала огромным госпиталем, в городе было размещено более 50 лечебных учреждений.

К концу 1943 года было закончено строительство грандиозного оборонительного рубежа – рва, который полукольцом окружал город. Это сооружения напоминали древние засечные черты, которые когда-то прикрывали русские княжества от половцев, а затем и от крымских ханов. К концу 1943 года военные действия сместились на запад и необходимость в оборонном сооружении отпала.

Послевоенный период был тяжелым как для всей страны, так и для Казани. Город потерял около 12% своих жителей. Перевод индустрии на производство мирной продукции занял около двух лет.

1942 год.

И постепенно начался новый этап промышленного строительства и освоения нефтяных месторождений.

К 1950 году добыча нефти в Татарской республике обрела столь значительные объемы, что здесь было создано союзное объединение по добыче нефти «Татнефть». Преимущественное развитие промышленности группы А, характерное для Советского Союза, также активно осуществлялось и в Татарстане. Предприятия, выпускавшие товары народного потребления, финансировались по остаточному принципу, особенно тяжелое положение складывалось в пищевой промышленности, уровень развития которой к 1950 году не достиг даже уровня в 1940 года. Сельское хозяйство пребывало в состоянии кризиса после массового голода 1946 года. Улучшение последовало только после смерти Сталина, в 1954–1955 годах.

Быстрый рост численности городского населения в связи с высокими темпами промышленного развития республики и «бегством» крестьян из деревни делал очень острой жилищную проблему. Строительство велось в том числе и силами немецких военнопленных. На центральных улицах возводились жилые дома, так называемые «сталинки», была запущена первая троллейбусная линия, строились новые жилые кварталы Заречья. Начались работы по инженерной защите города, в частности по созданию искусственного моря – Куйбышевского водохранилища. Куйбышевское водохранилище изменило и облик столицы Татарстана. Раньше город от Волги отделяла достаточно широкая полоса суши – 4 км. Территория эта целенаправленно не застраивалась, потому что весной ее заливали паводковые воды Волги и Казанки.

В результате затопления Волга подошла к самому центру Казани. Город, главными природными основами которого когда-то были река Казанка и озера Кабан, оказался прибрежным городом огромного водного бассейна.

1950-1957 гг.

В 1962 году Казань «вышла» к Волге новым речным вокзалом и туда протянулся новый проспект – улица Татарстан.

В 60-е годы XX столетия для решения острой жилищной проблемы страна берет курс на массовое строительство. На смену индивидуальному и дорогому приходит типовое, индустриальное и дешевое.

«С 1965 по 1968 год проектным институтом "Ленгипрогор" разрабатывается новый генеральный план г. Казани, в котором были заложены основные принципы советского градостроительства: функциональное зонирование; экстенсивное развитие с застройкой крупными комплексами, микрорайонирование. Основанием для разработки генплана стали: строительство новых промышленных предприятий; изменение проектного уровня реки Волги; увеличение численности населения; включение в городскую черту крупных жилых поселков. Основной идеей объемно-пространственной композиции города по генплану 1969 года являлось формирование панорам застройки вдоль реки Волги и реки Казанки путем создания новых ансамблей общественных центров, особенно в центральной части города. Большое значение придавалось организации свободных выходов к береговым зонам. Предполагалось 3 выхода: в парке в Заречной части напротив Кремля (не реализовано); в Восточном Заречье в направлении от парка Победы (не реализовано); от Кремля к Волге посредством устройства эспланады с пересечением в разных уровнях скоростной магистрали и железной дороги. В 1972 году на основе конкурсных проектов институтом "Ленгипрогор" был разработан проект детальной планировки общественного центра Казани с предложением организации для про- ведения праздничных демонстраций грандиозной эспланады в районе восточнее Кремля площадью 72 га с засыпкой улиц Нагорной, Тельма- на, З. Космодемьянской. Проект вызвал массу споров и сомнений, неоднократно переделывался и не был утвержден. Вдоль береговой зоны предполагалось устройство прогулочных набережных (реализовано частично). Особое внимание уделялось благоустройству набережных протоки Булак (реализовано) и озер Кабан в историческом центре города (реализовано по берегам озера Нижний Кабан). На месте застройки по улице Островского разбит парк 1000-летия Казани».

kzn.ru

 

В этом тексте, описывающем главные идеи генерального плана 1969 года, важным для нас является не то, что планировалось, а то, что не было реализовано. Инерционность исторического развития города оказалась сильнее даже таких трудно игнорируемых факторов, как огромное водохранилище, вплотную подошедшее к городу. Речной порт стал главным местом города Казань на Волге, как и паромная переправа, активность которой хорошо видна на карте GPS-треков (октябрь 2018 года). Но центр городской активности сохранился на Казанке, к Волге город «не вышел».

При сравнении карт активности существующего движения в Казани и проектируемых магистралей видно, что в проекте учтены трассировки кольцевых магистралей, проложена большая окружная дорога, увеличена частота уличной сети в срединной зоне. На схеме функционального зонирования в новом генеральном плане Казани, представленном ниже, наглядно видны две части Казани, разделенные речкой Казанкой, промышленный пояс, отделяющий город от Волги, большой промышленный район на севере города и плотный, функционально насыщенный исторический центр. 

В развитии Казани существует и еще один факт, свидетельствующий о важных переменах, произошедших в жизни Татарстана в 1990-е и 2000-е годы. Если в городах центральной России основной рост жилого фонда приходился на период с 1960 по 1985 год, то максимальный рост жилого фонда в Казани пришелся на период 2000–2009 годов.

Интересен также тот факт, что в жилом фонде, построенном в 1970-е годы (4 млн 300 тысяч кв. м), проживает почти вдвое больше населения, чем в фонде, построенном в 2000-е, при том что в эти годы построено без малого 5 млн кв. м жилья. То есть жилая обеспеченность в новостройках практически вдвое выше, чем в типовых квартирах 70-х.

Динамика численности населения отражает всю драматичность развития города Казани. После посещения Екатерины II весной 1767 года Казани и принятия указов по либерализации и уравниванию в правах татарского населения и купечества население города начинает стабильно расти.

Этот рост принимает взрывной характер в конце XIX века, в эпоху промышленного роста России, когда за 40 лет, с 1860-х по 1910-е годы, население увеличилось более чем в 3 раза.

 

Сводная статистика по годам постройки, площади и количеству зарегистрированных жителей в жилом фонде:

 

 

Революция вынудила покинуть город более 30% городского населения Казани. Но в начале 20-х годов XX века, с началом индустриализации, приток сельских жителей, изгнанных с земли, увеличился, и численность населения города к 1939 году составила 398 тысяч человек, то есть рост составил около 270%.

В войну Казань приняла более 250 тысяч эвакуированных, и, несмотря на потери во время войны, рост населения города продолжился. К 1956 году в городе проживало 565 тысяч человек. С 1956 по 1982 год, то есть за 26 лет, произошло еще одно «удвоение», в 1982 году численность населения Казани составила 1,023 млн человек.

До 2002 года численность населения Казани оставалась фактически стабильной, а начиная с 2002 года показывает небольшой, но стабильный рост, и на сегодняшний день составляет около 1,24 млн человек.

Казань бурно обсуждает свое будущее. За последние 10 лет разрабатывалось большое количество планов, рассматривались варианты концепций городского развития, сменялись приоритеты. В Казани проходят международные конкурсы на совершенствование пространства города, и вся эта деятельность – свидетельство живого и полноценно развивающегося города.

 

 

Выводы

✔ Казань формировалась по сложной исторической траектории: в наследство от древней легендарной Золотой Орды ей досталась и победная слава, и тяжкие последствия разгрома Тамерланом, а затем и Иваном Грозным. Расположение на реке Казанке, вблизи Волги, обеспечивало ей, с одной стороны, доступ к главному торговому пути «из варяг в персы», а с другой стороны, широкие и тучные заливные луга вдоль Волги, на которых процветало скотоводство. Думаем, что не последнюю роль в становлении городского поселения играли и соображения безопасности: с Волги Казань была не видна.

✔ При Петре I Казань была нужна как место для производства кораблей и других мануфактур с использованием дешевого рабского труда, в том числе и татар, которых силой приписывали к верфи. Более 50 тысяч татар покинули родные места и отправились в бега. Несмотря на рост производства, развитие города сдерживала политика сегрегации татарского населения, которая прекратилась только в XVII веке при Екатерине II. Реальный рост и торговли, и производства, и города в целом начался к концу XVIII века, после екатерининских реформ и активной просветительской деятельности. Тем не менее, до революции город делился на «русскую» и «татарскую» части, и беднейшей была татарская. Удвоение населения в городе произошло в последней трети XIX века, с 63 до 130 тысяч; вместе с ростом промышленности к 1917 году население города составило уже 206 тысяч человек. После революции и гражданской войны, с началом индустриализации страны в 1920-е годы рост продолжился и, за исключением кратких периодов в 1990-е, так и не прекращается по сегодняшний день. Казань при всей своей многонациональности обладает высокой степенью национального самосознания, что важно учитывать при разработке программ развития города. 

✔ Железная дорога подошла к Казани только в 1908 году. Главным препятствием была Волга, которую было дорого перекрывать мостом. Только в 1908 году, в честь 300-летия Дома Романовых, все-таки был построен мост, который получил название Романовский. У Казани сложились непростые отношения с Волгой, город не считает ее частью городской структуры и выходит к ней промышленными территориями и железной дорогой. В этом отношении как нельзя четко видна инерция городского развития, которая особенно сильна в отношении городских исторических центров: сбор «энергетики места» тем больше, чем длительнее он происходит. Сказывается традиция городских пригородов в сторону Волги, а также потеря великолепных заливных лугов, затопленных при создании Куйбышевского водохранилища. 

✔ Промышленные районы Казани занимают весь север и южную часть города, граничащую с Волгой, где расположен речной порт. Как и в других крупнейших российских городах, к которым относится Казань, промышленные территории – один из основных резервов городского территориального развития, и процесс интеграции «в город» постепенно будет усиливаться и расширяться. 

✔ Казань, в отличие от подавляющего большинства других городов, лишь недавно, в новое время, с 2000 по 2009 год максимально увеличила свой жилой фонд, и только последние 9 лет темпы замедлились. В первую очередь это связано с перераспределением доходов от нефтедобычи в Татарстане, но не только. Вся градостроительная деятельность в Татарстане в целом и в Казани особенно ведется на высоком профессиональном уровне. Все концепции развития, генеральный план, конкурсы на развитие отдельных территорий – прекрасно организованные проекты с широким международным участием и высококвалифицированным жюри. Все документы, которые разрабатываются в Казани, от градостроительной документации до местных нормативов, высокого профессионального уровня, и все они есть в открытом доступе. Думаем, что не в последнюю очередь именно поэтому Казань сегодня – один из самых благоустроенных городов в России.

✔ В новом генеральном плане город концентрируется на разработке существующих территорий, реконструкции фонда, развитии улично-дорожной сети и общественных центров. В схеме функционального зонирования появилось много территорий смешанных функций, началось внедрение городских функций в промышленные зоны, новое строительство жилых кварталов также ведется «с высокой долей общественных функций» – все это свидетельствует о формировании современного мегаполиса с учетом основных тенденций мировой урбанистики. Что, конечно, не исключает борьбы с нашими основными бедами «индустриального» происхождения – экологическим загрязнением и типовым жилым строительством.