Горно-Алтайск

средний город

1850 г.

 

Для того, чтобы представлять себе общую картину, следует учитывать следующие обстоятельства в истории становления города Горно-Алтайска и развития всего Алтайского края:

1. Алтай – место проживания древних азиатских народов, тесно связанных культурными традициями с тюркскими народами, Монголией, Китаем и вместе с ними прошли всю историю образования гигантской империи Чингисхана, раздел на отдельные ханства, вторжения китайцев и многие другие напасти.

2. Республика Алтай, ввиду своей удаленности от всех столичных центров и сложностей горного рельефа, всегда служила убежищем для всех, кто туда прибывал по разным причинам.

3. На территории республики Алтай проживало и проживает большое число самых разных народностей, со своими традициями и обычаями, что дает очень пеструю картину бытовой и культурной жизни города.

4. Присоединение Алтая к России произошло в 1756-ом году, после освобождения от монгольского господства, сохранив тем самым эту территорию от притязаний и Монголии, и Китая.

5. Первыми русскими на территории Алтая стали старообрядцы, бегущие от преследований никонианцев и Алексея Михайловича, затем появились горнозаводские рабочие, бежавшие с рудников, а первыми поселенцами на месте будущего Горно-Алтайска стали православные миссионеры; в 1832 году начала действовать Алтайская духовная миссия.

6. Горно-Алтайск – единственный город на территории Республики Алтай. Уникальность его еще и в том, что его транспортными связями с «большим миром» являются воздушное и автомобильное сообщение, которые появились там в историческом измерении совсем недавно: автомобильное движение в 1930-ых годах, регулярные авиационные рейсы – в 2012-ом году.

Как русское поселение поселок Улала появился на карте в 1824-ом, когда несколько православных семей переселились жить в долину реки Улалы, неподалеку от Чуйского тракта. В 1831-ом году Томская епархия учреждает миссионерский стан в Улале, с целью обращения коренного населения Алтая в христианство. К 1897-ому году в поселении уже есть общественные здания, 11 домов Алтайской духовной Миссии, торговая площадь, на которой ежегодно проводится Никольская ярмарка. Расширяются торговые связи с китайскими и монгольскими купцами.

Во время гражданской войны власть в селе неоднократно переходит из рук в руки, пока в 1922 году окончательно не устанавливается советский порядок.

В 1928 году Улала получает статус города, а в 1932 году переименовывается в Ойрот-Туру. В это время в городе идет активное строительство, открываются учебные заведения.

В 1922 г. была образована Горно-Алтайская (Ойротской) автономная область, и в городе создается система управления.

Определенные сдвиги происходят и в социально-экономическом развитии города. Если в конце XIX в. – начале XX вв. Улалу можно было отнести к аграрному типу города, то в условиях новой власти в конце 20 – начале 30-х годов XX в. преобладающими функциями становятся административная (наличие органов управления) и промышленная.

Местная кустарная промышленность постепенно перерастает в более развитое в техническом отношении и разнообразное по отраслевой структуре производство. Город являлся основным центром сосредоточения промышленных предприятий, а источниками сырья служила область.

Экономика города была представлена в основном предприятиями лесной, пищевой промышленности, по производству строительных материалов, обработке кожи. Промышленные предприятия были небольших размеров, слабо механизированы. Спецификой промышленного развития города был многоотраслевой характер промышленности, отсутствие четкой специализации.

Во время Великой Отечественной Войны сложной проблемой тыла являлось пополнение рядов рабочих, восполнение их убыли в связи с призывом в армию. Город за первые шесть месяцев войны лишился большей части своих промышленных кадров. Деятельность многих учреждений социальной сферы в годы войны была приостановлена, либо функционировала частично. В годы Великой Отечественной войны Алтай принял более 100 эвакуированных предприятий из западных районов России. На базе этих заводов возникли многие крупные предприятия Алтая, начавшие работу именно в тяжелые годы войны. Промышленное производство возросло за военный период в 1,6 раза.

В 1948 году, после войны, Ойротскую автономную область переименовывают в Горно-Алтайскую. Город в третий раз меняет свое название.

В городе строится завод железобетонных изделий, рассчитанный на строительство внутри города, т. к. перемещения по горным дорогам невозможны. В 1958-ом году в городе открывается Национальный театр, появляется телевидение.

Еще один важный фактор в развитии Горно-Алтайска, как и других городов на карте России, следует обозначить в качестве обязательной составляющей развития и функционирования городского образования – торговый путь. В случае Горно-Алтайска таким путем стал Чуйский тракт.

На месте современного Чуйского тракта долгое время находился так называемый Мунгальский тракт, упоминания о котором содержатся ещё в китайских хрониках тысячелетней давности. На месте нынешней асфальтовой дороги долгое время находилась тропа, которой с древних времён пользовались торговцы и воины.

Чуйский тракт стал первой ниточкой, 400 лет назад соединившей Россию и Китай. В XVIII Чуйский тракт был единственным торговым путем, связующим Восток и Россию. Тогда это была конная тропа, по которой первые русские купцы и искатели приключений держали связь с Монголией.

Чуйский тракт проходит через весь Горный Алтай — от предгорий до границы с Монголией. По версии журнала National Geographiс, Чуйский тракт занимает пятое место из десяти среди красивейших дорог мира. Это единственная дорога России, которая представлена в международном рейтинге.

В сети автомобильных дорог Республики Алтай Чуйский тракт официально именуется как федеральная трасса Р256/М-52 Новосибирск – Барнаул – Горно-Алтайск – граница с Монголией. Но, собственно, Чуйским трактом все же принято считать участок дороги от Бийска до Ташанты у монгольской границы протяженностью около 600 км.

Одним из важных видов деятельности на территории Республики Алтай является туризм. Современный горноалтайский туризм имеет ярко выраженную сезонность. На три летних месяца приходится 60% всех туристов, сентябрь-октябрь и март-май – 28%, ноябрь-февраль – 12% посетителей. Дело в том, что в другие сезоны материально-технические возможности размещения туристов и развлечений резко снижаются. Тем не менее, стоимость так называемого туристского продукта Горного Алтая увеличивается примерно на 10% в год.

Горному Алтаю необходимы масштабные прорывные проекты, три из которых начинают реализовываться на севере Майминского района, где федеральная трасса «Чуйский тракт» и аэропорт Горно-Алтайска образуют главные транспортные ворота республики – Манжерок, Алтайская Долина и Алтай-Resort.

На народной карте Яндекса с обозначением GPS-треков отчетливо видны наиболее нагруженные трассы города и транзита.

Планировочная структура Горно-Алтайска, в силу своего расположения в горной долине на берегах реки Маймы, Улалушки и Катуни, имеет своеобразное строение: в основном главный проспект повторяет форму рек, поперечные улицы образуют неширокую полосу жилой застройки, полностью повторяющие природные участки относително плоской долины. Городские «окраины», постепенно «взбираются» на горы.

Природные условия расположения города таковы, что практически вся долина, то есть весь город, подвержены затоплению в период разлива рек Майма, Улалушка и Катунь.

Сводная статистика по годам постройки, площади и количеству зарегистрированных жителей в жилом фонде Горно-Алтайска:

Жилищное строительство в Горно-Алтайске начало бурно расти с 1970-ых годов, с небольшим опозданием по отношению к центральным российским областям, замедлилось в 1990-ые годы и сократилось вполовину в 2000-ые и 2010-ые. Как мы видим из Программы развития жилищного строительства на территории Республики Алтай на 2014-2016 гг., в структуре жилищного фонда 92,9% приходится на частный сектор. По состоянию на 1 января 2011года, доля индивидуального жилищного фонда составляет 50,9% -1882,1 тыс. кв. метров жилья. По всем видам благоустройства жилого фонда Республика Алтай занимает последнее место в СФО. Так, удельный вес общей площади жилищного фонда, оборудованного водопроводом, составляет 34,1% (в том числе централизованным – 25,2%), канализацией – 28,2% (в том числе централизованной – 10,1%), отоплением – 63,3% (в том числе централизованным – 16,5%), горячим водоснабжением 14,4% (в том числе централизованным – 8,5%).

Выдержки из доклада мэра Горно-Алтайска 2011 года:

«Основными сильными сторонами города Горно-Алтайск выступают следующие характеристики.

Столичный статус города. Горно-Алтайск является единственным городом Республики Алтай. Статус центра региона позволяет концентрировать в городе торговый, промышленный и финансовый капитал, развивать систему учебных, лечебных и других социальных учреждений. Город является перевалочным пунктом для туристов, передвигающихся к местам отдыха, что создает условия для организации развлекательной инфраструктуры.

Мягкий климат (теплое лето и снежная зима). Многонациональный состав населения.

Наличие объекта исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения (Улалинская стоянка),

Благоприятная экологическая обстановка.

Вместе с тем г. Горно-Алтайск имеет ряд слабых сторон, сдерживающих его экономическое и социальное развитие в настоящее время и в перспективе.

Отсутствие развитой промышленности снижает уровень поступлений в муниципальный бюджет.

Ограниченность пространственного развития города – острый дефицит земельных участков для жилищного, промышленного, административного строительства, размещения рекреационных зон.

Нерациональная структура доходов населения – основным источником доходов горожан являются бюджетные средства, получаемые в форме заработной платы, пенсий и иных социальных трансфертов.

Нерациональная структура занятости населения, 2/3 работают в социально-административной сфере, и лишь 1/3 – в производительных отраслях».

Сетования городского главы можно понять, но, как ни странно, именно Горно-Алтайск, в силу своих «слабых сторон», дает нам представление о том, как может развиваться постиндустриальный город в условиях относительной изолированности и удаленности, а также невысокого уровня развития международных торговых путей.

Горно-Алтайск – один из редких городов в России, у которых не было периода сокращения населения, только рост! Резкое увеличение количества жителей произошло за 6 лет: с 1933 по 1939 год. А затем – спокойный и последовательный рост на протяжении 80 лет, невзирая ни на какие события в стране.

Рост населения в 30-ых годах был обусловлен необходимостью сбора «рабочей силы» для строительства Чуйского тракта.

«Осенью 1932 года основной рабочей силой на строительстве дороги стали заключенные седьмого отделения Сибирских лагерей. На каждые несколько десятков километров создавались временные концентрационные лагеря, так называемые «командировки», рассчитанные на десятки или сотни человек. Но особенно активизировался «набор» бесплатной рабочей силы на строительство Чуйского тракта в начале тридцатых годов... Вообще на строительстве Чуйского тракта было почему-то много москвичей. Ходили слухи, что многие заключенные были собраны в Москве на Хитровом рынке...»

«История православия на Алтайской земле» http://www.altai-eparhia. ru/eparhia/history

Но последовательное и постепенное наращивание городского населения Горно-Алтайска в последующие годы – это, безусловно, следствие развития административных, образовательных, медицинских учреждений, то есть развитие городских функций, осуществление которых требует участия специалистов, получающих деньги из бюджетных средств.

Второй источник средств, по мнению специалистов, очень перспективный, – это туризм, разные формы которого, как мы видим, актив- но растут на территории Алтая.

Развитие комфортного транспорта, установление постоянных авиарейсов, создание современной инфраструктура – вся эта работа ведется в настоящее время и будет приносить реальные доходы населению Республики.

Развитие промышленности вряд ли принесет пользу экологии Республики, кроме того, любая логистика в этих местах – высоко затратная часть. Только те виды деятельности, которые сохранны для природы Алтая, имеют права на развитие в этих местах. Впрочем, именно сельское хозяйство, отрасль экологически сохранная, сейчас является основой социально- экономического развития Республики Алтай.

Выводы

Гораздо реалистичней выглядит возрождение древних торговых путей с Китаем и Монголией, что сейчас существенно менее опасно и гораздо более эффективно. Так или иначе, эти связи уже устанавливаются, в силу пограничного положения Республики.

✔ Горно-Алтайск сформировался на труднодоступной территории, высоко в горах, в уникальном природном окружении Горного Алтая.

✔ Город только недавно, в 2012 году, получил возможность воздушного сообщения с центральными районами Сибири, которое, кстати, до сих пор не стало регулярным.

✔ Главная связь города – Чуйский тракт, выросший из древней горной тропы, соединяющей Алтай, Сибирь с Монголией и Китаем. Построенный в 1930-ые годы согнанными со всей страны людьми, этот тракт является одновременно памятником и человеческим возможностям, и человеческим страданиям. Аэропорт Горно-Алтайска неслучайно размещен в непосредственной близости именно к Чуйскому тракту.

✔ Планировочная структура Горно-Алтайска – это повторение рельефа долины и направления течения рек. Территория города повторяет геометрию долины, сетка улиц строится по осям изгибов реки.

✔ Горно-Алтайск – молодой город по российским меркам с небольшой долей исторической застройки, формируется в основном домами местного домостроительного комбината и индивидуальным жилым фондом, нуждающемся в инженерном обеспечении. Подавляющее большинство число жилых зданий города построено после 1970-ого года.

✔ Анализ процессов формирования и роста города Горно-Алтайск дает нам возможность сделать следующие заключения:

  • наличие людского сообщества, вода, благоприятное природное окружение позволяет основать поселение и успешно проживать на этой территории;
  • наличие торгового пути, мировоззренческой миссии и влияния централизованной власти дает шанс роста, даже в условиях затрудненного доступа и отсутствия крупной индустрии