Азов

средний город

1696 г.
1736 г.
1740 г.
1847 г.
1902 г.
2020 г.

Сегодня Азов – это небольшой город в Ростовской области, расположенный на берегу реки Дон, в 26 километрах к юго-западу от Ростова-на-Дону. Площадь населенного пункта составляет 67,5 квадратных километров. Азов входит в систему ростовской агломерации.

Самая главная достопримечательность г. Азова – Азовская крепость. Фото: yugarf.ru

 

Когда-то, задолго до Рождества Христова, греки начали заселять эти берега и основали крепость Танаис, самую северную из своих колоний.

«Вскоре он стал одним из значительнейших после Пантикапеи (Керчи) рынков для торга с варварами. Сюда привозили азиатские и европейские кочевники рабов, кожи, меха и прочие произведения кочевых народов, а отсюда вывозили все предметы для одеяния, вино, ковры и другие произведения образованных стран. Танаис разбогател, сделался независимым городом, говорят даже, что напоминал древние Афины». Григорий Христофорович Чалхушьян, «История Ростова-на-Дону»

Затем удачное торговое место завоевали венецианцы, генуэзцы и пизане, слегка изменив название на Тану, но и их выгнали турки. После завоевания крепость стала называться Аксака, Адзака и, постепенно, превратилась в Азов.

Первые упоминания о поселении на месте современного города датированы 1067 годом.

В 1269 году населенный пункт упоминается как золотоордынский город Азак-Тана.

В XIV веке Азак был крупнейшим городом Золотой Орды, он насчитывал 30 тысяч жителей, так же, как и Великий Новгород – северная столица Древней Руси.

Азак был крупным транзитным портом, пунктом пересечения торговых путей между Востоком и Западом, Севером и Югом.

«Азак-Тана стал средоточием мировой торговли. Порт Таны принимал итальянские корабли, караван-сараи Азака встречали восточные караваны. Через Азак-Тану проходил Великий Шелковый путь из стран Западной Европы в Персию, Индию, Китай. Через Тану шелк, пряности, ремесленные изделия восточных стран поступали в Европу. Азак-Тана был ключевым пунктом на пути из Москвы, городов Золотой Орды в столицу Византии — Константинополь. По этому пути русские товары — пушнина, пшеница, лес, лен, мед, сало и товары Золотой Орды (донская и волжская рыба, продукты скотоводства) поступали в западные страны. Азак-Тана являлся крупным рынком работорговли и большим ремесленным центром. Для обслуживания торговли в Азаке работал в ХIV-ХV вв. свой монетный двор». Старший научный сотрудник Азовского музея-заповедника В.О. Бурлака. (http://www.hrono.ru/land/russ/azov.php)

Город Азак перестал принадлежать Золотой Орде осенью 1395 года, после разрушения ее Тамерланом. Но торговым городом быть не перестал, на месте бывших золотоордынских владений были возведены два замка — венецианский и генуэзский.

«Тана была важнейшим транзитным портом; в ней самой не было и не могло быть никакого крупного производства. Особенным местным товаром была прекрасная и широко прославленная икра; лучшая рыба добывалась либо на Дону, либо привозилась с Волги и с Каспийского моря… В специальном отделе о Тане Пеголотти не указывает, откуда именно поступали туда товары: с востока или с севера, чтобы препровождаться в Константинополь и в Италию, или с запада — из Константинополя, с Крита (например, лучшие вина), из Италии, — чтобы отправляться на Волгу и далее на восток. Ценно перечисление товаров, прибывавших в Тану и сухим, и морским путями: металлы – железо, олово, медь; специи: — перец, имбирь, шафран; материалы для украшений — золото, жемчуг, янтарь; дорогие материи — шелка, парчи; хлопок, полотно, холсты; кожи, воск, вина; злаки – пшеница, рожь и другие злаки; разное продовольствие — рыба, икра, сало, сыр, растительное масло, мед; пушнина — меха соболя, горностая, куницы, ласки, лисы, рыси, белки…» Иосафат Барбаро, «Путешествие в Тану», конец XV века.

В XV веке турки Османской Империи напали на крепость и в 1475 году после долгой осады захватили её, превратив в турецкий форпост на юге России. Два века Азов назывался «Султанский рыбный двор» и «невольничий рынок», наглядно обозначая главные функции городского поселения.

Эскиз к картине Невольничий рынок в Кафе. Художник из Харькова под ником Александр.
Эскиз к картине Невольничий рынок в Кафе. Художник из Харькова под ником Александр.

Начиная с 1637 года, казаки пытались отбить у султана Азов, но, в основном, неудачно. Тем не менее, в исторической памяти осталось знаменитое Азовское «осадное сидение», когда в 1641 году отвоеванная у турок и укрепленная казаками крепость с пятью тысячами донцов 93 дней и ночей выдерживала натиск 250-тысячного турецкого войска и дождались их ухода. Вернулись турки в 1642-ом году, но ненадолго, до 1695-ого года. Это противостояние, борьба за Азов, в итоге длилась более 100 лет.

«В конце XVII века окрепшее Российское государство уже открыто вступает в борьбу за Азов с Османской империей. Для полноценного развития России был нужен южный порт, безопасность южных границ государства. Все это сразу мог обеспечить только один пункт — Азов». (http://www.hrono.ru/land/russ/azov.php)

Азов 1698 г.
Азов 1698 г. План города

В 1696 году император Петр I смог захватить Азовскую крепость, но после Прутской кампании в 1711 город вновь стал принадлежать Османской империи еще на 28 лет.

План осады и покорения Азова. 1695-1696 года
План осады и покорения Азова. 1695-1696 года
Азов и его окрестности. Конец XVII века
Азов и его окрестности. Конец XVII века

Только через сто лет после начала русских походов на Азов, в 1739-ом году Азовская крепость по Белградскому миру окончательно стала российской, а в 1775 году Азов стал столицей новообразованной Азовской губернии.

«После присоединения к России Крыма и Кубани, необходимость в содержании Азова, как военной крепости, отпала. В 1810 г. Азовская крепость постановлением Сената была упразднена, а Азов стал посадом Екатеринославской губернии. В результате более удобного расположения Ростов и Таганрог быстро обгоняют Азов. В 1888 г. посад Азов вошел в состав Области Войска Донского». (http://www. hrono.ru/land/russ/azov.php)

К концу 19-ого века тихий провинциальный город Азов стал играть важную роль в российском экспорте хлеба. Россия в это время стала главным экспортером зерна в Европу. Помимо хлеба, из Азовского порта вывозили рыбу и рыбопродукты, осуществляли пассажирские перевозки. При этом сам Азов мало напоминал город, население его было малочисленным, да и сама территория не очень велика. В основном здесь располагались одноэтажные домики с камышовыми крышами.

Революция не пощадила город Азов, он оказался на переднем крае боев и за, и против Советской власти. После победы Красной Армии над белогвардейцами в марте 1920-ого года были проведены первые выборы в городской совет.

В 1926 году населенный пункт был окончательно преобразован в город. В предвоенные годы в Азове работали судостроительная верфь, чулочная фабрика, кирпичный завод и комбинат по переработке рыбы.

Выход Красной армии на подступы к Крыму, 13 января - конец февраля 1920 года. Источник – К. В. Агуреев. Разгром белогвардейских войск Деникина
Выход Красной армии на подступы к Крыму, 13 января – конец февраля 1920 года. Источник – К. В. Агуреев. Разгром белогвардейских войск Деникина

С началом Великой Отечественной войны из Азова и района было призвано в армию около 45 тысяч человек — практически все трудоспособное и молодое население. С 28 июля 1942 года по февраль 1943 года город находился под оккупацией немецких войск.

В послевоенные годы началось активное восстановление промышленных предприятий и строительство новых жилых домов. Возрождались промышленные предприятия — промкомбинат, молочный завод, рыбокомбинат. Началось строительство заводов кузнечно-прессового оборудования и кузнечно-прессовых автоматов. Судостроительная верфь стала выпускать металлические сейнеры.

Одним из крупнейщих предприятий Азова, да и всего Юга России в своей отрасли, стал оптико-механический завод. Сначала завод назывался «Азовсельмаш», а в 60-ые начал работать «на космос», постепенно стал лидером отрасли и переименовался. В большей степени, так называемая, «социалка» города связана именно с этим заводом и с заводом КПО, основанным еще до войны, в эпоху индустриализации.

Только в 1955 году в городе становится общедоступным энергоснабжение, начинает появляться комплексная жилая застройка со школой, детским садом и промтоварным магазином. Постепенно появляются пятиэтажки, девятиэтажки и другие жилые здания типовых серий.

В 1957 году Азову был присвоен статус города областного подчинения Ростовской области. В 1990-е годы было образовано муниципальное образование городской округ “Город Азов”.

В 2007 году власти Азова приняли генеральный план развития города, который включал строительство новых микрорайонов, а в 2016-ом году вышла новая редакция.

Карта градостроительного зонирования муниципального образования
Карта градостроительного зонирования г. Азова

Планировочная структура города довольно проста и отвечает задачам и возможностям прибрежного города: уличная сетка имеет плавную веерную структуру, улицы «север-юг» ориентированы на «воду», а «восток–запад» вытянуты вдоль берега.

Железная дорога подошла к городу с юга, обогнула тогдашние жилые районы и, естественно, дошла до порта. Сегодня она, как и в подавляющем большинстве городов, разрезает город, отделяя историческую часть от «новой», тем более, что вдоль железной дороги образовалась промышленная зона, надежно разделившая город на «до железки» и «за железкой».

Петля, образовавшаяся на западе города, очистные сооружения в низовьях реки, ближе к морю и санитарная зона порта практически полностью закрывают западное направление развития. Север перекрывает река Дон, для преодоления которой нужен мост. Юго-восточное направление относительно свободно и по нему пролегает кратчайшая связь с Ростовом-на-Дону, агломерационным центром Ростовской области, а также на северо-востоке протекает речка, преодолеть которую существенно проще, чем Дон. Поэтому логично, что развитие в Генеральном плане предусмотрено в восточном и южном направлениях.

Промышленность продолжает играть главную роль в структуре экономики города Азова. В Генеральном плане города предлагается расширение производственных территорий, чего уже давно не делается в большинстве городов.

Выводы

1. Главная «историческая профессия» города Азова – торговый порт. В этой роли он успешно просуществовал 2 тысячи лет, переходя к разным «владельцам», но неизменно сохраняя ценность и функцию для завоевателя. И только в последние 100 лет Азов стал промышленным центром.

2. Главная природная особенность города является и главной причиной его «специализации» – широкий судоходный Дон и близость Азовского моря.

3. Сложившаяся планировочная структура города также была подчинена его главной функциональной задаче – обеспечение международной торговли, перемещение и охрана грузов. Крепости, расположенные на обоих берегах Дона, служили защитой от враждебных атак; вся уличная сеть формировалась вдоль реки и в сторону реки, создавая сетку с кратчайшими путями к крепости.

4. Завоевание Российской империей прямых выходов к Черному морю понизило значимость портового города. А строительство крепости в Таганроге, непосредственно выходящем в Азовское море, и учреждение Темернинской таможни на месте будущего Ростова окончательно превратило Азов в небольшой прибрежный городок. Тем не менее, бурно развивающаяся промышленность и, главное, развитие земледелия на юге России вновь сделало востребованным Азовский порт, и город стал успешно торговать зерном с середины 19 века до самой революции.

5. В эпоху промышленного роста, а затем и индустриализации, город получил железную дорогу, соединяющую порт с центральной Россией, а также несколько промышленных предприятий, обеспечивающих городу налоговые поступления и развитие социальной инфраструктуры. Одновременно с этим, железная дорога и «наросшие» вокруг нее производственные площади, фактически отрезали город от южных и западных городских земель.

6. Жилье и объекты социальной инфраструктуры начали строиться в Азове с 1960-ых годов, до этого индивидуальные домики и барачные строения были главными жилыми сооружениями на территории города. Максимальный объем жилищного строительства пришелся на 1970 -79-ый годы, время максимального развития ракетостроения, в обеспечении которого участвовали Азовские заводы.

7. Город Азов является объектом культурного археологического наследия регионального значения «Городище Азака-Таны с некрополем», что заставляет его жителей и городские власти особенно внимательно соблюдать строительные ограничения в центральной части города.

8. Мечта о возрождении морского порта обоснованно привлекает городские власти. Реализация этой мечты должна быть увязана не только с существующей городской планировочной структурой, не только учитывать агломерационные городские связи, но и оставлять открытыми возможности для дальнейших и/или альтернативных путей развития города.