Архангельск

крупный город I категории

Первым дошедшим до нас документом о строительстве Архангельска является грамота Ивана Грозного от 4 марта 1583 года двинским воеводам Петру Афанасьевичу Нащокину и Алексею Никифоровичу Волохову (прозвищем Залешанин). В грамоте было указано: «город делати» на Северной Двине «наспех» посошными людьми «по росписи и по чертежу», то есть по документам, принятым в то время для оценки затрат по городскому строительству.

В 1584 году «одним годом» на правом берегу Двины был построен «Архангельский город деревянный» вокруг Михайло-Архангельского монастыря.

«Монастырь этот, по времени своего основания, принадлежит к числу древнейших русских обителей. Предание относит его основание к XII столетию, так как в году основания г. Архангельска (1584 г.) ему было не менее 300 или 400 лет, как сказано в одном историческом очерке... Монастырь много раз подвергался опустошению. Так в 1419 г., по свидетельству одного двинского летописца, он был разорен Мурманами (шведской вольницей), которые "церкви пожгли, а чернецов посекли". После этого погрома монастырь кое-как восстановился и долгое время, около 200 лет, служил единственным источником религиозно-нравственного просвещения в крае, где русские поселения только что начали развиваться, а всюду жили – чудь, лопари и др. инородцы. В это время монастырь стоял на берегу р. Северной Двины, на месте, которое называлось «Пурнаволок», т. е. мыс. Ныне на этом месте стоит церковь Св. Михаила Архангела. Обитель окружал густой бор и на много верст в окружности не было никакого жилья. Так было до 1584 г., в котором вокруг уединенной обители вырос целый город, названный строителями его, боярами Нащекиным и Волоховым, «Новыми Холмогорами», каковое название за городом не удержалось и монастырь дал городу другое название "Архангельск"».

Ю. Ф. Лукин "Основание Михайло-Архангельского монастыря – основание Архангельска"

 

Постепенно «деревянная крепостица» обросла гостиными дворами, таможней, местом взвешивания товаров, посадом, и к 1587 году вся инфраструктура северного торгового порта была более или менее сформирована.

Из европейского заморья на Русь везли дорогие ткани (английское сукно, брабантские шелка и бархаты), а также сахар, пряности, мыло, хлопчатую и писчую бумагу, нитки, иголки, кружева, жемчуг, дорогую посуду, оружие и вино, которого тогда на Руси не производили. Но самой выгодной статьей торговли были монетные операции. Из привозных талеров русская казна, не имевшая своего золота и серебра, чеканила царские деньги и пускала их в обращение. Такие перебитые европейские монеты на Руси называли ефимками.

Вывозили из Архангельска все, что давала русская земля. Традиционными товарами русского экспорта были хлеб, сало, лен, пенька, холсты, воск, кожи, знаменитые русские меха. И, конечно, корабельный лес. В конце XVI века победитель Непобедимой армады английский адмирал Френсис Дрейк даже благодарил русского царя за отличную оснастку своих кораблей, позволившую отстоять независимость Англии.

 

«Характерной особенностью застройки Архангельска явилось расположение домов и улиц вдоль реки. К концу XVII века город вытянулся в длину на 5–6 километров и достиг на севере Кузнечихи. А в ширину он не превышал 700–750 метров. Поперечные улицы просматривались: с набережной Двины был виден противоположный конец улицы, обрывавшейся возле безбрежного торфяного пустыря»

 

В конце XVII века, приблизительно с 1660-х годов, после многочисленных опустошительных пожаров в Архангельске началось строительство каменных сооружений. Важно, что начало каменному строительству было положено зданиями гостиных дворов, которыми руководил Дмитрий Михайлович Старцев. Это была грандиозная по тем временам стройка, и завершилась она в 1684 году. Гостиные дворы имели такое же значение для развития российской торговли, как и Макарьевская ярмарка в Нижнем Новгороде. Сегодня мы назвали бы здания гостиных дворов «многофункциональным комплексом», так же как и весь город, гостиные дворы представляли собой и крепость, и рынок, и склады, и кремль. Дворы совмещали в себе характерные черты крепостной, монастырской и гражданской архитектуры XVII века. Сооружение почиталось за крепость и вместе с тем было самым большим гостиным двором Русского государства того времени.

Архангельск, вплоть до XVIII века, был главным международным портом России. Проигрыш Ивана Грозного в Ливонской войне и разгром Новгорода отрезали Россию от Европы и лишили ее главной торговой площадки. Смута, становление новой династии Романовых – во все эти периоды Архангельск был главной торговой связью с Европой. Именно туда, на север, в здания архангельских гостиных дворов вели все торговые пути.

Торговое время называлось ярмаркой. Архангельская ярмарка длилась обычно три месяца – с июня до сентября. К 1658 году в порт приходило 80 кораблей ежегодно. В 60-е годы XVII века Архангельская таможня приносила две трети всех таможенных сборов страны. Золотой век Архангельска закончился во времена Петра I, с основанием Санкт-Петербурга.

Тем не менее Петр понимал военную значимость этой территории и в 1701 году заложил Новодвинскую крепость, у стен которой в июле того же года была одержана первая победа в Северной войне. С этого времени Архангельск ни разу не подвергался нападениям со стороны иноземных захватчиков.

В 1693 году Петр заложил Соломбальскую верфь, на которой должны были производиться корабли «новой манеры».

 

Соломбальская верфь -1795

 

Архангельск, как будущий кораблестроительный центр, обладал несколькими преимуществами: 1) Белое море было внутренним российским морем; 2) вокруг и вдоль Северной Двины произрастало много строевого леса; 3) в Архангельской и соседних областях издревле гнали смолу, сеяли лен и растили коноплю, то есть производили все для кораблестроения, и 4) главное – беломорцы были прекрасные судостроители.

Поморское искусство строить корабли, знаменитые кочи, Петр запретил под страхом смертной казни. Через много лет это искусство пригодилось и Дежневу, и Нансену, так как крепкие деревянные кочи были идеально приспособлены к хождению в ледяных водах pf счет яйцеобразной формы, благодаря которой при сжатии льдов судно не раздавливало, а выталкивало наверх. Петру же нужны были военные и коммерческие корабли, не плоскодонные, а килевые, такие, как те, которые он изучал в Голландии…

 

 

На этих гравюрах с удивительной точностью и мастерством обозначены все здания Архангельска, их назначения и даже имена владельцев. По этим гравюрам можно изучать историю Архангельска с такой же детализацией, как и по картам.

 

Голландская гравюра 1765

 

18 декабря 1708 года по указу Петра I город становится центром вновь образованной Архангелогородской губернии (одной из восьми губерний, на которые тогда было разделено Российское государство).

С началом царствования Екатерины II Архангельск вновь начал возрождаться как крупный торговый порт. В 1762 году петровский запрет на ввоз товаров был отменен и город уравняли в торговых правах со столицей. Заморская торговля ожила и очень быстро набрала обороты. Уже через десять лет после указа императрицы в Архангельский порт пришло 206 кораблей – столько же, сколько их приходило в лучшие годы, полвека назад.

 

1813
1828

 

Как и все российские города, Архангельск в 1784 году получил новый «регулярный» план развития, утвержденный Екатериной II.

Начало XIX века было отмечено бурным развитием купеческого парусного кораблестроения. Продукция Соломбальской верфи пользовалась большим спросом за рубежом. Только с 1777 по 1787 год иностранцы купили 70 кораблей «соломбальской постройки».

В конце XVIII века купечество Архангельска обратилось в столицу с ходатайством об открытии в городе гимназии для «нужд коммерции», требовавшей «просвещенных негоциантов». В начале XIX века в Архангельске создается ряд новых учебных заведений с изучением иностранных языков, открывается первое в провинции научное историческое общество и старейший в России краеведческий музей, начинается книжная торговля.

И еще один важный указ был принят Екатериной: «Для пользы мореплавания и купечества за благо избрали мы учинить поиск морского проходу Северным океаном в Камчатку». Этот указ стал началом развития Северного морского пути – проекта, который и сейчас лежит в основе благосостояния России. Проект первой морской полярной экспедиции был разработан Ломоносовым, великим сыном Архангельской губернии.

Уже в 1764 и 1766 годах экспедиция под руководством капитана I ранга Василия Яковлевича Чичагова дважды штурмовала полярные льды северо-западнее Шпицбергена, в широтах, куда еще не заходил ни один корабль.

В 1821–1824 годах из Архангельска к берегам Новой Земли четырежды выходила экспедиция под руководством Федора Литке – мореплавателя и географа, в то время флотского лейтенанта, позднее адмирала, президента Петербургской академии наук.

До середины XIX века Архангельск входил в число лучших торговых портов России. Однако затем вновь последовал период упадка, одной из причин которого стало обмеление Северной Двины. А в 1862 году столице Поморья был нанесен почти смертельный удар. Правительственный документ гласил: «Главный порт в Архангельске упразднить и сохранить при сем порте лишь гидрографическую часть и управление маяками и лоцией». Большая часть судов была переведена в Балтийское море, остальные разобраны. Все портовое имущество было вывезено или продано с аукциона. Разоренный Архангельск сразу замер, естественный рост края был остановлен.

В 1937 году был принят первый советский генеральный план застройки Архангельска, который наметил основные пути градостроительного совершенствования города, получившие развитие в последующих генеральных планах. Проект был разработан Ленинградским государственным институтом проектирования городов (1935–1937), и с тех пор этот институт постоянно работал над генпланами Архангельска. Согласно первому генплану, именовавшемуся «Большой Архангельск», дальнейшее развитие города прогнозировалось в восточном направлении (современный привокзальный район).

 
Сводная статистика

Ниже представлена сводная статистика общего числа построенных в Архангельске домов с указанием суммарной площади по годам:

 

 

Здания, построенные в период индустриального типового домостроения, с 1960 по 1989 год, составляют приблизительно 70% всего жилого фонда Архангельска.

Показатели численности населения Архангельска отражают драматичность судьбы города и его роль в общей экономической картине страны.

С 1897 года по 1917 год, то есть в течение 20 лет общего промышленного роста страны Архангельск активно развивался, росла его производственная база и параллельно более чем в два раза выросло население, численность которого составила 56 тысяч человек.

Начиная с 1926 года в Архангельск потянулись мобилизованные и репрессированные граждане, которыми за 15 лет государство увеличило численность населения Архангельска почти в 5,5 раз, с 53 до 285 тысяч человек.

Последний период активного роста численности населения – почти в 1,5 раза, с 276 до 407 тысяч человек, – Архангельск показал за 23 года с 1962 по 1985 год.

Пик численности населения города пришелся на 1991 год (420 тысяч человек), после которого население постепенно убывало до 348 тысяч человек.

Сегодня в Архангельске проживает 349 тысяч человек. Численность населения за последние десять лет стабилизировалась и показывает то незначительный рост, то небольшое падение.

В Архангельской области находятся:

  • первый Государственный испытательный космодром «Плесецк»;
  • крупнейшие заводы в России по строительству и ремонту атомных субмарин и гражданского флота;
  • часть Арктической зоны Российской Федерации (45 процентов территории Архангельской области составляют относящиеся к Арктической зоне Российской Федерации муниципальные образования, в которых проживают более 650 тыс. человек (57 процентов от численности населения Архангельской области);
  • 30 процентов российского производства целлюлозы и картона;
  • 20 процентов разведанных российских запасов алмазов;
  • 18 процентов разведанных российских запасов бокситов.

Проект действующего генерального плана Архангельска был разработан архитекторами из Нижнего Новгорода (Институт развития города «НижегородгражданНИИпроект») в 2009 году. (Предыдущий проект генерального плана города был выполнен в 1983 году институтом «Ленгипрогор», но не был утвержден в установленном порядке.)

Генеральный план Архангельска традиционно для российского градостроительства предусматривает зону роста города как на северо-восток от исторического Архангельска, так и на север от Соломбальской верфи. Планируется создание окружной магистрали, соединяющей все периферийные участки города, и системы развязок с существующими магистралями; прокладка окружной ветки железной дороги и реконструкция аэропорта со строительством новой взлетно-посадочной полосы; реконструкция Морского вокзала; строительство огромного кампуса Северного (Арктического университета), спортивных и культурно-развлекательных объектов.

 

Действующий генплан Архангельска
 
Выводы

История становления города Архангельска дает нам основания сделать следующие заключения:

✔ Первой и главной движущей силой формирования и роста города являлась, безусловно, его роль международного торгового порта для России (в некоторые отрезки времени – единственного).

✔ Вторым фактором городского развития стала крупная промышленность, бурное развитие которой пришлось на поздний советский период, во времена гонки вооружений, а также в результате разработки месторождений ценных природных материалов.

✔ Планировочная структура города складывалась в первую очередь под влиянием окружающего ландшафта, а именно: устья реки Двины со множеством рукавов и своеобразного характера берегов, требующих водоотводов ввиду постоянной опасности затопления.

✔ В силу удаленности города от центральных районов, сурового климата, тяжелых почв и большого зеркала воды железнодорожные пути пришли в город относительно поздно и не смогли полностью разрушить городскую структуру, однако и в Архангельске существует задача возвращения портовых территорий «в город», реабилитация прибрежных зон и формирования набережных. Городская структура Архангельска и вся веерная сетка улиц ориентирована на реку, практически каждая улица заканчивается видом на «большую воду».

✔ Промышленность Архангельска, как и во всех промышленно-развитых городах, играет двоякую роль в формировании города: с одной стороны, позволяет городу и его жителям жить и развиваться, а с другой стороны – губит природное окружение и городское пространство. Постиндустриальная революция пока не пришла в Архангельск, хотя проблемы с загрузкой предприятий уже существуют. На генеральном плане наглядно видно, какой большой процент городских земель занят под промышленные территории, – и в недалекой перспективе с этим так называемым «ржавым поясом» придется серьезно работать и городским властям, и проектировщикам, и владельцам предприятий.

✔ Индустриальное типовое жилье, заполонившее все российские города, не обошло стороной и Архангельск. Более 70% жилого фонда выстроено за 25 лет, с 1960 по 1985 год, и весь этот фонд – типовое жилье. Сегодня в таких домах проживает более 100 тысяч человек, около трети всего населения города, следовательно, по мере ветшания фонда и эта проблема встанет перед городом. Последовательная и гуманная программа по строительству нового и реконструкции старого жилья также будущая работа для городских властей, девелоперов и проектировщиков.

✔ Как показывает история, процветание Архангельска наступает тогда, когда он становится главным опорным пунктом международной торговли, с таможнями и гостиным двором, как встарь. С развитием Северного морского пути, который был задуман в Архангельске еще Михаилом Ломоносовым, такие перспективы у города появятся.